Сергей Гуриев: «Май будет очень тяжелым»
По итогам 2009 года промпроизводство может упасть на 10%. Чтобы поддержать производителей, Центробанк может вернуться к девальвации рубля, считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Сергей Гуриев говорит, что падение промпроизводства на 19,9% в январе текущего года -- не повод строить пессимистические прогнозы на целый год. «Январь был худшим месяцем. И за прошедшие полгода, и в ближайшие полгода мы уже не увидим таких циклов. Это просто календарная особенность», -- уверяет экономист. «Компании воспользовались январскими каникулами для того, чтобы отправить рабочих в отпуска, поэтому январь был очень плохим месяцем», -- пояснил он.
По прогнозу Сергея Гуриева, похожая ситуация сложится в мае 2009 года. «Предприятия сделают то же самое, что они сделали в январе, то есть людей отправят после праздников продолжать каникулы -- в отпуска», -- предупреждает экономист.
Разница в показателях будет особенно заметна на фоне результатов первого полугодия прошлого года. «Первая половина 2008 года пришлась на замечательное время для российской экономики, мощности работали на полном пределе. В ближайшее время снижение экономики по-прежнему будет выражаться двузначными числами», -- полагает Сергей Гуриев.
Сейчас главный вопрос для российской промышленности -- когда подействует девальвация рубля. По словам экономиста, эффект от ослабления национальной валюты проявится во втором квартале 2009 года. «Особенно если ослабление рубля продолжится», -- добавляет он.
Чтобы удержать рубль внутри коридора, Центробанк повысил ставки по рублевым кредитам, что нанесет «большой удар по предприятиям». «Им будет очень трудно привлекать кредитные средства», -- констатирует Гуриев.
Спад промышленного производства будет значительнее, чем спад ВВП: ВВП включает в себя и сферу услуг, которая страдает от кризиса меньше, чем промышленность. «ВВП сократится на 3--7%, а промышленное производство -- процентов на десять», -- ожидает Сергей Гуриев.
По его словам, рынок ждет, что в июне курс рубля ослабеет по отношению к верхней границе валютного коридора (41 рубль за бивалютную корзину) на 5%, а к декабрю 2009 года -- «еще процентов на пять». «В этом нет ничего страшного, потому что в номинальных единицах рубль потеряет покупательную силу из-за инфляции, -- поясняет экономист. -- Сегодняшние 36 рублей за доллар и, скажем, декабрьские 40 рублей -- это один и тот же реальный курс рубля. А именно реальный курс рубля имеет значение для конкурентоспособности российских предприятий».
Развитию банковского сектора девальвация скорее мешает: пока не сбиты девальвационные ожидания, банкам выгоднее заниматься инвестициями в валюту вместо кредитования. По словам Сергея Гуриева, это «абсолютно ответственная» политика, так как доллары понадобятся на погашение внешнего долга. Общий внешний долг российских банков к погашению в 2009 году составляет $50 млрд.
Другая проблема отрасли -- наличие проблемных активов. «При этом никто не знает, сколько таких активов. В связи с этим есть огромная неопределенность по поводу существования в России здоровых банков. Но это не повод для паники, -- успокаивает экономист. -- Это повод для мер по рекапитализации банков, которые будут, очевидно, проводиться российским правительством. Это повод для чистки балансов от проблемных активов».
Один из вариантов очистки -- вывести «плохие» активы в отдельное юридическое лицо, «которого не должно быть на балансе банка». По мнению Сергея Гуриева, компанией, на которую записаны плохие активы, должны владеть акционеры и кредиторы банка.
До перечисления материальной поддержки, оживить банковский сектор могла бы согласованность действий правительства. «Банки не совсем понимают, кому можно, кому нельзя давать кредиты, потому что пока не было объявлено, какие расходы бюджета будут снижены, какие антикризисные меры будут приняты, какие отрасли будут поддержаны. В этих условиях кредитовать очень трудно», -- делает вывод Гуриев.
В ближайшее время банкам придется вернуться к традиционному бизнесу -- кредитованию. «Если они не будут зарабатывать деньги в этом году, возникнут серьезные проблемы с рекапитализацией, а если не будут преодолены трудности в российской банковской системе, то у России будут серьезные проблемы с выходом из кризиса», -- резюмирует Сергей Гуриев.