Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Заводы остались без денег

Банковские кредиты остаются недоступными для российских промышленных компаний, несмотря на заявления чиновников. Ситуация хуже, чем после дефолта 1998 года, встревожены экономисты. Дефицит денег уже привел к замещению платежей между компаниями бартером и к сокращению промышленного производства.

Исследование Института экономики переходного периода показало, что в декабре 2008 года только 18% российских промышленных компаний имели «нормальный» доступ к заемным средствам. «Именно столько предприятий считают нормальной ставку и прочие условия кредитования в отечественной банковской системе, получившей огромные вливания государственной ликвидности», -- говорится в сообщении института.

«Это в два с лишним раза хуже, чем в очень неблагополучное начало 2000-х годов», -- сказал Infox.ru президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. По его словам, весной 2000 года 41% предприятий считали, что имеют «неплохой» доступ к кредитам. «Хотя это было после дефолта и кредитный сектор еще не поднялся в полный рост и не обеспечивал достаточными ресурсами экономику. Сейчас ситуация гораздо хуже, чем в последефолтный период», -- резюмирует экономист.

По его словам, проблема недоступности кредитов для конечных заемщиков носит общемировой характер. «С этим с трудом борются и экономики развитых стран. Эту проблему пока не удается решить и российскому правительству, несмотря на принимаемые меры», -- констатирует Михаил Дмитриев.

Сложности с кредитованием признают и представители российских компаний в различных отраслях экономики. Руководитель пресс-службы авиастроительной корпорации «Иркут» Елена Федорова замечает: благодаря тому что правительство включило оборонные предприятия в число приоритетных предприятий для кредитования, корпорации «как-то удается договариваться с банками о предоставлении кредитов». «Но раньше такой проблемы вообще не существовало, а сейчас руководство компании вынуждено затрачивать дополнительные усилия для того, чтобы договориться о кредитах», -- подтверждает Елена Федорова.

Представитель крупной промышленной компании на условиях анонимности рассказал, что банки сокращают сроки кредитования: «Если раньше в среднем кредиты выдавались сроком на пять лет, что соответствовало долгосрочным программам развития предприятия, то сейчас банки кредитуют на значительно меньший срок».

«Ни для кого не секрет, что любая торговая сеть завязана на кредитах, а за последние несколько месяцев ситуация с доступностью кредитов в этой сфере стала значительно сложнее», -- говорит PR-директор сети магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» Илья Новохатский, но отмечает, что «Эльдорадо» удалось избежать сложностей благодаря партнерству с чешской корпорацией PPF (владеет Home Credit Bank), которая осенью 2008 года предоставила российской компании кредит в $500 млн.

«Но стоимость финансирования, кредитные ставки в результате кризиса значительно выросли», -- признает пресс-секретарь оператора сотовой связи МТС Ирина Осадчая.

Дмитрий Луценко, член совета директоров девелоперской корпорации Mirax Group, отмечает, что «последствия мирового финансового кризиса в России осенью прошлого года привели к ощутимому ужесточению требований банков к застройщикам-кредиторам, росту процентных ставок и даже приостановке ряда кредитных программ». «Однако в ближайшее время, на мой взгляд, ситуация с кредитованием будет выправляться. По новым повышенным ставкам и с другими процедурами оценки рисков, но банки будут выдавать кредиты застройщикам», -- говорит он.

«Трудности кредитования компаний приводят к росту просрочки платежей, к проблеме неплатежей, к возникновению бартера между контрагентами и, в конце концов, к замедлению производства. Все это мы уже видим в полной мере в российской экономике», -- говорит экономист Альфа-банка Ольга Найденова.

Полная версия