Минобороны затянуло часовые пояса
Эксперты Минобороны предлагают уменьшить количество часовых поясов в России с 11 до 7, сократить максимальную разницу во времени между Москвой и другими регионами с 9 до 7 часов и отказаться от перевода часов на летнее время. Жителям ряда городов-миллионников придется вставать на 2-3 часа раньше. Предложениями заинтересовались в Минпромторге, ответственном за реформу часовых поясов.
Вопросы о целесообразности сохранения перехода на летнее и зимнее время и об эффективности существующего деления территории страны на часовые пояса президент России Дмитрий Медведев поставил еще в ноябре 2009 года в своем послании Федеральному собранию. Доктор экономических наук полковник Андрей Венедиктов в журнале «Вооружение и экономика» 46-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны просчитал экономические последствия вариантов реформирования исчисления времени.
Различные проекты реформы системы исчисления времени, появившиеся в ответ на призыв президента, предлагают четыре основные идеи: отказаться от перехода на летнее время, но сохранить декретное (то есть смещенное на 1 час вперед по отношению к поясному), оставить все как есть, отказаться как от перехода на летнее время, так и от декретного времени, или отменить ежегодные сезонные изменения счета времени, оставив стрелки на нынешнем летнем времени.
Андрей Венедиктов оценил, какой вариант реформы приведет к более полному использованию светового дня и к наибольшему снижению затрат на освещение в темное время суток, и предложил свой вариант деления регионов на часовые пояса. Промежуток с 7 до 23 часов он рассматривает как период активности большинства населения, поэтому чем больше световой день попадает на этот временной промежуток, тем эффективнее используется светлое время суток, считает автор статьи. Компьютерная модель позволила определить оптимальную систему исчисления времени для каждого населенного пункта.
В частности, для Архангельска, Волгограда, Казани, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Якутска наиболее рациональным вариантом стало бы смещение на два часа вперед от нынешнего летнего времени, а для Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ) – даже на три часа.
Хотя для большинства регионов оптимальным для всех населенных пунктов, входящих в регион, является один часовой пояс, некоторые регионы располагаются на пересечении часовых поясов. Например, для одной части территории Тульской области оптимальным является 4-й часовой пояс, а для другой – 5-й. Тогда, чтобы установить единый часовой пояс для всего региона, автор учел численность городского населения, проживающего в разных поясах (сельские жители, по мнению автора, «в гораздо большей степени ориентированы в своей деятельности на естественный солнечный цикл, чем на показания часов»). Пояс, в котором проживает больше городского населения, Андрей Венедиктов предлагает распространить на весь регион.
Опираясь на данные заключения правительства о том, что при переходе на летнее время экономия электроэнергии составляет 4,5 млрд кВт·ч, экономист примерно оценил дополнительную экономию электроэнергии для каждого варианта реформы исчисления времени. В случае перехода на «оптимальные часовые пояса» (вариант, предложенный в статье) дополнительная экономия электроэнергии приблизительно составит около 3,6 млрд кВт·ч, при сохранения летнего времени круглый год – 1,1 млрд кВт·ч, а при отказе как от декретного, так и от летнего времени приведет к перерасходу электроэнергии на 11,5 млрд кВт·ч.
Поэтому вопрос президента о целесообразности перехода на зимнее время, по мнению автора статьи, имеет однозначный ответ – он нецелесообразен, и в последнее воскресенье октября 2010 года следует отказаться от обычного перевода стрелок часов.
Но экономист признает, что вычисленные им оптимальные с точки зрения использования светового дня пояса не всегда подходят населению. «Слишком существенный сдвиг исчисления времени, при всей его рациональности… создаст немало неудобств для населения, – пишет Андрей Венедиктов. – Поэтому целесообразно искать решение в пределах не далее одного часа от нынешнего летнего времени для каждого региона».
Внедрение итогового проекта деления страны на часовые пояса, предложенного автором, позволит Вооруженным силам сократить число часовых поясов, в которых располагаются некоторые военные округа, ныне расположенные в нескольких поясах, а расходы военного бюджета на освещение сократятся на 7-10%.
По словам заместителя главного редактора журнала «Вооружение и экономика» профессора Сергея Викулова, рекомендации автора заинтересовали Минпромторг. «Что касается лично меня, то я могу сказать, что переход с летнего времени на зимнее и наоборот меня никак не трогает, – признается экономист. – А многих трогает, их физиология переживает смену режима. Но я думаю, что автору следует подумать о системе единого времени и провести соответствующие расчеты». Ученый отмечает, что единое время «важно для космических полетов и вождения кораблей в океанах, пусков ракет, управления боевыми действиями, где необходимо синхронизировать действия. Важно это для авиации и в морском плавании». «У нас огромная территория, и проблема единого времени для России важна как ни для какой другой страны», – подчеркивает Сергей Викулов.