Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Сапсану» заменят бандажи

ОАО РЖД нашло причину проблем со скоростными поездами «Сапсан». Профиль колеса оказался не приспособлен к морозам. Решением может стать замена всех колесных пар или бандажей на колесах.

Профиль колеса скоростного поезда «Сапсан» оказался не приспособлен к российским морозам, рассказал Infox.ru заместитель начальника Центра технического аудита РЖД Владимир Асриянц. Профиль уже изменен, добавил он.

«Зимой возникли некоторые сложности с колесными парами «Сапсана», с их повышенным износом, -- говорит Владимир Асриянц. -- Для устранения причин была создана специальная комиссия с участием германских специалистов, с участием наших специалистов из ВНИКТИ, ВНИИЖТ. Она пришла к выводу, что износ был связан только с профилем колеса». По словам замглавы центра, к качеству колес никаких нареканий не было, они «удовлетворяли высшим техническим требованиям». «Причиной износа стали низкие температуры, на которые не был рассчитан профиль колеса, -- рассказывает он. -- Мы изменили профиль необходимым образом. Безопасность пассажиров обеспечена на 100%».

По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, четыре колесные пары (именно столько установлено на каждом вагоне) стоят около 130 тыс. руб. В «Сапсане» десять вагонов, а ОАО РЖД закупило восемь поездов «Сапсан». Следовательно, замена всех колесных пар на всех принадлежащих РЖД поездах «Сапсан» стоит около 10,4 млн руб.

Но вероятно, полной замены колесных пар из-за профиля колеса не потребуется, говорит научный сотрудник одного из профильных НИИ. Колесо помимо колесного центра включает в себя бандаж -- стальное кольцо, надеваемое на колесо. Возможно, для решения проблемы с повышенным износом проблем «Сапсана» потребовалось лишь заменить бандажи на колесах, предполагает эксперт.

Образец колесной пары поезда «Сапсан» для экспертизы причин повреждения был доставлен во ВНИКТИ в начале января. «На каждом колесе поезда за месяц регулярной эксплуатации образовались выщербины глубиной 6 мм и шириной около 1 см, -- рассказал один из источников. -- Выщербины дали трещины на глубину еще 6 мм. Это катастрофически сильный износ для такого маленького пробега -- всего 40 тыс. км».

По словам специалиста, выщербины возникли из-за того, что «контактное пятно (площадь соединения колес с рельсами. -- Infox.ru) у «Сапсана» маленькое, поэтому в нем возникают высокие контактные давления, что и приводит к усиленному износу металла». «Профиль колеса новый, металл из Германии, -- говорил ранее другой источник в институте. -- Возможно, износ происходит из-за конструкции тележек, из-за состава металла, из-за температурного режима… Точные причины устанавливаются».

2 февраля стало известно, что глубина продаж билетов на рейсы «Сапсана» уменьшена с обычных 45 суток до 15 суток. Вечером того же дня пресс-служба РЖД объявила, что это сделано для проведения «технологических работ», но уже 3 февраля РЖД возобновило продажу билетов за 45 суток. В тот же день в ходе встречи с главой РЖД Владимиром Якуниным председатель правительства России Владимир Путин поинтересовался, как идет работа по проекту «Сапсан». «Серьезных проблем не возникает», -- ответил глава РЖД. 5 февраля президент Siemens (производит «Сапсаны») в России и Средней Азии Дитрих Меллер признал проблемы с колесными парами поезда.

В начале февраля сотрудники ВНИКТИ подписали договор о неразглашении подробностей экспертизы, нарушение которого грозит увольнением.

10 февраля старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявил, что помимо восьми уже купленных «Сапсанов» РЖД планирует до июля 2010 года закупить еще два поезда «Сапсан». Он также заявил, что компания изучает возможность эксплуатации высокоскоростных поездов французской компании Alstom на маршруте Москва--Санкт-Петербург. «Под французские поезда Alstom модернизировать существующую инфраструктуру определенно не получится, надо строить что-то новое, -- рассуждает Алексей Безбородов. -- А чтобы запустить движение этих поездов только по маршруту Москва--Санкт-Петербург, потребуются огромные деньги, €30-35 млрд». В конце марта британское управление по борьбе с экономическими преступлениями SFO арестовало трех топ-менеджеров Alstom, подозреваемых в коррупции и даче взяток с целью получения выгодных зарубежных контрактов.

Общая стоимость проекта «Сапсан» к настоящему моменту составила не менее 45 млрд руб. По сообщениям пресс-службы РЖД, восемь поездов «Сапсан» обошлись РЖД в €276 млн (около 11,75 млрд руб.), договор на техническое обслуживание поездов в течение 30 лет стоил €354,1 млн (15,07 млрд руб.), модернизация железнодорожной инфраструктуры между Москвой и Санкт-Петербургом (включающая реконструкцию земляного полотна, верхнего строения пути, контактной сети и тяговых подстанций, укладку высокоскоростных стрелочных переводов и так далее) -- еще 15,4 млрд руб., более 3 млрд руб. ушло на реконструкцию и оснащение современным оборудованием депо «Металлострой», в котором обслуживаются поезда «Сапсан».

Полная версия