Россия засветила ресурсы
Закон об энергосбережении, принятый полгода назад, не работает: нет спроса со стороны муниципальных и региональных властей, признают и участники рынка, и чиновники. Нет реальных стимулов к переходу на новые технологии, а коммунальные сети изношены.
Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» 23 ноября 2009 года. Новые нормы, по мнению властей, позволят снизить к 2020 году энергоемкость ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2009 года. Но региональные и муниципальные власти никак не отреагировали на появление закона, сетуют участники рынка энергосберегающих технологий. «Продажи наших приборов в текущем году остаются примерно на уровне 2009 года, -- признается коммерческий директор компании «Интелприбор», занимающейся разработкой, созданием и внедрением систем энергоучета в ЖКХ и промышленности, Сергей Студнев. -- Косвенно это говорит о том, что власти на местах пока не очень заинтересованы в исполнении закона об энергосбережении».
Практически единственные заинтересованные в энергоэффективности клиенты -- это представители частного бизнеса, говорит технический директор компании «ЭСКО Новый свет» Юрий Никулин. «Бизнес считает деньги и понимает, что, вложившись сейчас в энергосберегающие технологии, в течение двух-трех лет он получит результат и сэкономленные деньги сможет потратить на что угодно. Поэтому с бизнесом проблем вообще нет, а с бюджетными организациями очень сложно», -- рассказывает Юрий Никулин.
У муниципалитетов почти нет стимулов для внедрения энергосберегающих технологий. «Местные власти не смогут самостоятельно распоряжаться сэкономленными деньгами, а прежние выплаты для оплаты энергии им сократят», -- объясняет заместитель руководителя инновационного центра ресурсосберегающих технологий компании «Викор» Сергей Кузнецов.
По словам Юрия Никулина, бюджетников может стимулировать к энергосбережению ежегодное сокращение бюджетных отчислений на оплату электричества. «На 3%, но это очень мало. Поэтому сложно что-либо сделать, если не будет изменен Бюджетный кодекс или не появятся механизмы, по которым бюджетные организации могут закупать энергосберегающие технологии и платить за них в рассрочку, например в течение пяти лет», -- считает эксперт.
Эффективным стимулом для перехода на энергосбережение для бюджетных организаций может стать положение, согласно которому сэкономленные на электроэнергии деньги власти могли бы тратить на дальнейшее повышение энергоэффективности. «Сейчас есть отдельная статья на закупку ламп, -- приводит пример Юрий Никулин, -- и все стараются закупать самое дешевое, что есть на рынке, -- лампы накаливания. А если эту статью расходов объединить со статьей расходов на электроэнергию, то энергосбережение будет внедряться гораздо интенсивнее».
Другое препятствие для внедрения энергосберегающих технологий -- это отсутствие привлекательных кредитных предложений для тех, кто внедряет энергосберегающие технологии, говорит Сергей Студнев. Согласно закону об энергосбережении, потребитель вправе оплачивать установку прибора учета энергоресурсов в рассрочку, процент рассрочки не должен превышать ставку рефинансирования Центробанка. «Но ни одна организация на такие условия не согласится, а кто и как будет компенсировать расходы, понесенные в связи с предоставлением рассрочки, пока не понятно», -- пояснил он.
На официальном уровне признают существующие проблемы с внедрением энергосберегающих технологий. «Закона об энергоэффективности недостаточно, чтобы все стали их использовать. Непонятен механизм, как это делать», -- говорит вице-губернатор Мурманской области Алексей Савин. Замглавы администрации Липецка Сергей Трошкин замечает, что закон был принят уже после утверждения бюджетов всех уровней на текущий год. «Поэтому, чтобы начать исполнять закон, все сейчас готовят поправки в свои бюджеты», -- говорит он.
«Основные энерго- и теплопотери в ЖКХ происходят из-за ветхости инженерных сетей, -- убежден замглавы администрации Пензы Алексей Николаев. -- Если заменить их на новые, энергоэффективность значительно увеличится. А утепление окон и дверей, когда основное тепло уходит еще до попадания в дома, почти бесполезны».