Налоговая контрреформа
Новый глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин планирует контрреформы ведомства -- возрождение в ФНС ликвидированных три года назад методологических ведомств. Их упразднение начинал Анатолий Сердюков и продолжил Михаил Мокрецов.
Министр финансов России Алексей Кудрин ранее заявил, что у нового руководителя налогового ведомства есть карт-бланш (полная свобода действий). В кулуарах налоговой конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) вступивший на пост главы ФНС 8 апреля Михаил Мишустин, отвечая на вопрос, как в ФНС будет проводиться кадровая политика с учетом этих слов министра, сказал: «Карт-бланш – это достаточно специфическая вещь. Минфин занимается заместителями, мы – основной структурой. Никаких движений шашкой не будет. Будем корректировать структуру с точки зрения создания специальных управлений по прямым и косвенным налогам, думаем о ресурсных платежах. Думаем, чтобы обязательно оставить направление досудебный аудит».
Председатель экспертного совета бюджетного комитета Госдумы по налогообложению Михаил Орлов надеется, что речь идет о намерении вернуть службе методологические управления, ликвидированные прежними руководителями ФНС.
В 2007 -- начале 2008 года тогдашний глава ФНС Михаил Мокрецов в рамках «введения системного подхода» провел поэтапную реорганизацию ведомства, приведшую к значительному сокращению количества управлений – с 22 до 7. При этом сама реорганизация была задумана еще предшественником Мокрецова на этом посту – нынешним министром обороны Анатолием Сердюковым. В частности, в рамках реорганизации службы все методологические управления и управление налогового аудита были объединены в управление налогообложения. По официальной версии – «для того, чтобы обеспечить более качественную методологическую поддержку именно в работе с налогоплательщиком как с объектом контроля, не замыкаясь на контроле отдельно взятого налога или декларации».
«В числе сокращенных оказались и два методологических управления, которые были очень сильны и востребованы до прихода в ФНС Мокрецова, – вспоминает Михаил Орлов. – Они обеспечивали единообразие подходов к разным категориям налогоплательщиков в разных регионах, давая разъяснения налоговым инспекторам, как собирать налоги, что значит справедливо относиться ко всем налогоплательщикам. Можно сказать, они толковали налоговое законодательство, которое довольно трудно применять на практике». По словам эксперта, после ликвидации методологических управлений ФНС стала работать по принципу «обеспечить доходную часть бюджета, собрав налоги любой ценой». «Вероятно, Мишустин понимает, что без методологии ведомство не выживет, и планирует вернуть соответствующие управления. Это будет большим плюсом для службы», – заключает Михаил Орлов.
В настоящее время подразделения, специально занимающиеся косвенными и прямыми налогами, существуют в структуре Минфина, поэтому кардинальных перемен в фискальной политике ждать не стоит, считает руководитель практики налоговых споров «ФБК-Право» Галина Акчурина. Но к специализации подразделений ФНС на конкретных видах налогов она относится положительно. «Хотя сама по себе о будущих изменениях в качестве работы или подходов к работе такая специализация не свидетельствует», – добавляет она.
Эксперт напоминает, что сейчас все большую долю в структуре налоговых платежей имеют ресурсные платежи. «Вероятно, создание подразделений прямых и косвенных налогов – это лишь промежуточный шаг на пути создания более специализированных подразделений», – заключает Галина Акчурина.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев отнесся к идее нового главы ФНС скептично. Он сомневается, что Михаил Мишустин сможет проводить более независимую политику, чем его предшественник. «Налоговая службы была и остается лишь исполнителем поручений Минфина. Всю финансовую политику определяет Минфин», – говорит Александр Мурычев.
Начальник службы внутреннего аудита «Газпрома» Леонид Иванов отмечает, что ФНС сама признает проблему – во время проверок ведомство не учитывает постановления суда. Надежду на решение именно этой проблемы он возлагает на нового главу налоговой службы. Его пожелания к новому руководителю ведомства – «чтобы сотрудники ФНС, как в Москве, так и в регионах, действовали в рамках закона и были вежливыми с налогоплательщиками». В этом, по его мнению, залог «создания благоприятных условий для бизнеса».