Чиновникам нельзя работать быстро
Президентская установка на борьбу с коррупцией не работает. Чиновники боятся антикоррупционных проверок и затягивают сроки подготовки документов для бизнесменов, создавая новые предпосылки для взяток.
Срок оформления документов и рассмотрения обращений в госструктурах в последний год увеличился, жалуются бизнесмены. Чиновники оправдываются тем, что быстрые ответы на запросы приводят к антикоррупционным проверкам: чиновников подозревают в получении взяток от бизнесменов. Ведомства готовят документы в течение максимально возможного срока. «В Федеральной антимонопольной службе мне сказали, что документы будут готовы не раньше чем через четыре месяца. Стандартный срок обычно составлял от 30 до 120 дней в зависимости от сложности документов», -- рассказал один из бизнесменов на условиях анонимности. По его словам, в ФАС не скрывают, что увеличивают сроки, чтобы не привлекать внимание проверяющих.
Ускорение сроков рассмотрения чиновниками обращений действительно может свидетельствовать о том, что чиновник получил взятку, признает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. «Усиление борьбы с коррупцией началось полтора-два года назад. Какого-то специального ведомства, занимающегося только антикоррупционной деятельностью, нет. Как показывает наш опыт общения с чиновниками, больше всего они боятся проверок Счетной палаты и прокуратуры».
Руководство отдельных ведомств не способствует решению проблем с коррупцией, говорит генеральный директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. «Видимо, они воспринимают борьбу с коррупцией как некий набор показателей, который им надо предоставить наверх, а не как повышение эффективности работы с предпринимателями, -- полагает эксперт. -- Они работают по принципу «давайте подставляться по минимуму, пусть из-за этого все будет медленно, но к нам не будут придираться».
Ведомства затягивают ответы на запросы и без антикоррупционных оснований. Сотрудник медцентра «Огонек» Марина Чулкова рассказала, что полгода назад их компания обращалась в ФАС по поводу нарушений в процедуре госзаказа. «Положено отвечать в течение месяца. Сначала они ссылались на нехватку сотрудников. Потом стали отвечать и вовсе странно, что они якобы не могут найти письма, не могут найти номер письма. Неделю назад сказали, что отправили письмо по почте, оно до сих пор не пришло», -- говорит Марина Чулкова.
Затягивая с ответом, чтобы избежать подозрений в получении взятки, чиновник, наоборот, создает у бизнесмена ощущение, что ее надо дать, говорит Владимир Буев.
По словам директора Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления Александра Сухаренко, около 30% стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят за ускорение оформления документов. На 100-квартирный жилой дом необходимо получить 170-180 согласований, пройти 13 экспертиз, говорит он.
Сейчас за вымогательство взятки наказывает ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание от 7 до 12 лет лишения свободы. Эксперт напоминает, что в 2007 году был задержан начальник отдела московского управления Федеральной регистрационной службы, которого подозревали в вымогательстве взятки в $265 тыс. за ускорение прохождения процедуры регистрации недвижимости. В 2008 год было возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела лицензирования Федерального лицензионного центра при Госстрое России, которая получила взяток от предпринимателей за ускорение процесса оформления документов и выдачу фиктивных свидетельств о прохождении специалистами курсов повышения квалификации на сумму более 650 тыс. руб.
Порядок предоставления госуслуг и график документооборота, как правило, прописаны в административных регламентах, реже -- во внутренних приказах, говорит Александр Сухаренко. Он отмечает, что бюрократизм и волокита не относятся к числу уголовно наказуемых деяний, но иногда за них привлекают к административной ответственности (и назначают штраф) и к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Исключение составляет только халатность (ст. 293 Уголовного кодекса) -- неисполнение или ненадлежащее исполнение чиновником своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Но привлечь за это к ответственности можно только в случае причинения крупного ущерба -- 100 тыс. руб. и больше -- или существенного нарушения прав граждан и организаций. С 2008 года чиновника можно привлечь также за халатность, повлекшую незаконную выдачу паспорта или незаконное приобретение российского гражданства (ст. 292.1 УК).
Александр Сухаренко напоминает, что в ст. 169 Уголовного кодекса планируется внести поправки, уже одобренные Советом федерации. «Скоро за незаконный отказ в регистрации предпринимателя или уклонение от выдачи ему лицензии, а также незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность будут наказывать штрафом до 500 тыс. руб. вместо нынешних 200 тыс. или лишением права заниматься определенной деятельностью до трех-пяти лет. А в случае если эти действия повлекли ущерб в размере более 250 тыс. руб., то и посадить на срок до двух лет», -- напомнил он.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что ссылки ведомств на антикоррупционные процедуры при затягивании ответов на запросы безосновательны и нужны для того, чтобы прикрыть собственную некомпетентность. «Это формальная отговорка. Нет такого понятия, как антикоррупционная экспертиза. Это просто договоренность с самими чиновниками, потому что как только затягиваешь сроки, проблема сама собой отпадает. Никакой здесь антикоррупционной экспертизы нет. Это прикрытие борьбой с коррупцией должностных недоработок», -- уверен председатель НАК.