Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Правительство меняет правила контроля за валютой

Правительство собирается ужесточить валютное регулирование. В Госдуму внесен законопроект, приравнивающий пробелы в документообороте по операциям с валютой к административным правонарушениям. За непредоставление справок власти будут штрафовать.

Валютный контроль в России в основном осуществляется путем документарного контроля, то есть путем анализа документов валютного контроля. Правительство предлагает уточнить ответственность за нарушение порядка предоставления таких документов и конкретно – переписать 6-ю часть статьи 15.24 КоАП. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующей редакцией этой статьи кодекса несоблюдение установленного порядка и сроков представления отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами России и подтверждающих документов при осуществлении валютных операций не признаются административными правонарушениями.

«В России ежегодно совершается несколько сот тысяч таких правонарушений. При этом в ряде случаев нарушители обращались в арбитражные суды о признании незаконными и отмене постановлений Росфиннадзора о привлечении их к административной ответственности за эти нарушения», говорится в пояснительной записке.

В связи с этим законопроект предлагает уточнить статью 15.24 КоАП таким образом, чтобы распространить административную ответственность на эти виды нарушений.

«В последнее время многие бизнесмены начали хитрить с иноплатежами. Но в связи с новыми инициативами это закончится, – говорит старший финансовый консультант юридической компании «Налоговик» Тамара Сударева. – Правда, к самой законодательной инициативе о введении ответственности за несоблюдение порядка представления отчетов есть вопросы». По ее словам, ответственность за указанные деяния уже предусмотрена в КоАП (ч. 6 ст. 15.25, ст. 19.7). «Изменение в данной статье никак не может положительно повлиять на привлечение к ответственности за это правонарушение, – считает юрист. – Проблема применения нормы состоит в другом. По закону привлечь за длящееся правонарушение можно только в том случае, когда оно совершается на момент составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, если лицо совершило правонарушение, но контролирующий орган составил протокол об этом поздно, когда его последствия уже устранены, к ответственности привлечь лицо крайне трудно».

Частью 6 статьи 15.25 КоАП действительно уже установлена ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждает адвокат московской коллегии адвокатов юридической группы «Яковлев и Партнеры» Андрей Самойлов, но отмечает «неоднозначность толкования данной нормы в практике ее применения арбитражными судами».

По его словам, частью 4-й статьи 5-й закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливается, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются российским Центробанком. Банк России, в свою очередь, письмом от 26 июля 2007 года № 04-31-2/3178 «О применении части 6 статьи 15.25 КоАП» пояснил, что на дату письма в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления не установлены. «Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении российской валюты, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям», – отмечает Андрей Самойлов.

По его словам, до этого письма в арбитражной практике «не редки случаи признания законным привлечения к административной ответственности за непредоставление документов, фактически не являвшихся формами учета и отчетности». В указании Центробанка от 10 декабря 2007 года № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» к формам учета по валютным операциям для резидентов все же были отнесены справки о валютных операциях, о поступлении российской валюты и о подтверждающих документах. «Таким образом, справка о расчетах через счета за рубежом не отнесена к формам учета и отчетности по валютным операциям, и нарушение порядка ее предоставления в настоящее время не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ», – констатирует адвокат.

В постановлении президиума Высшего арбитражного суда России от 26 февраля 2008 года № 14520/07 также отмечается, что несоблюдение порядка и сроков представления документов, не утвержденных Центробанком в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП.

Обязанность и сроки предоставления справки о расчетах через счета за рубежом установлены в инструкциях ЦБ. Срок ее предоставления не должен превышать 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены соответствующие валютные операции по контракту.

Несмотря на отсутствие ответственности за непредставление справки о расчетах через счета за рубежом, уполномоченные банки имеют право отказать в осуществлении валютной операции в случае ее непредставления. «Законопроект, внесенный правительством в Госдуму, по всей видимости, имеет целью ужесточение ответственности в связи с повальным характером невыполнения резидентами данной обязанности», – делает вывод Андрей Самойлов.

Размер штрафа, установленного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ для юридических лиц, в настоящее время составляет от 40 тыс. до 50 тыс. руб. «Арбитражная практика по делам, связанным с привлечением к ответственности за несвоевременное предоставление справок о расчетах через счета за рубежом, в настоящий момент практически отсутствует, поэтому сложно судить о том, сколько постановлений будет выноситься с введением соответствующей нормы, – говорит юрист. – Однако с учетом размера санкции доходы госбюджета от нововведения увеличатся на несколько миллионов рублей в год». Но он надеется, что применение мер ответственности будет направлено не на пополнение казны, а будет применяться в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Финансовый аналитик компании FxPro Александр Купцикевич считает, что правительственную инициативу можно признать «некоторым ужесточением» контроля за банками, но сомневается, что ее можно рассматривать как свидетельство настроя властей против иностранной валюты. «Более жесткий надзор скорее призван смягчить последствия в случае повторения кризиса ликвидности, -- предполагает эксперт. -- В этом российский Центробанк не одинок, ужесточают требования к банкам и в других странах, например, в США и Китае. А возможно, это часть расплаты ЦБ с коммерческими банками за «помощь» в кризис».

Полная версия