Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Мегарегулятор Медведева-Путина

Полномочия мегарегулятора финансовой системы может получить не Центробанк, а совет при президенте по развитию финансового рынка или координационный совет при Владимире Путине. Это «промежуточное решение» Российского союза промышленников и предпринимателей. Без обновления надзора финансовый рынок обречен на кризисы: до критического уровня «плохих долгов» системе осталось добрать 0,5%. Банки погружаются в стагнацию, делает вывод РСПП.

РСПП обнародовал проект модернизации банковского регулирования и надзора, разработанный союзом совместно с Институтом современного развития, Московской финансово-промышленной академией и другими организациями. Этот проект, по заявлению разработчиков, представляет собой составную часть модернизации финансовой системы России в целом.

«Кризис продемонстрировал необходимость системной работы с финансовым сектором в целом, – говорится в проекте РСПП. – Без обновления надзора финансовый рынок в России обречен на периодические кризисы». Системный подход, по мнению разработчиков проекта, требует, чтобы Центробанк в дополнение к действующему микропруденциальному надзору занялся макропруденциальным надзором, то есть надзором не только за отдельными банками, но и за рисками всей финансовой системы в целом. Это в свою очередь требует организации интегрированного надзора за финансовым сектором и выделение особого надзора за системообразующими институтами.

«Еще в 2000 году, когда я был председателем комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, мы поднимали тему создания мегарегулятора», – вспоминает президент РСПП Александр Шохин. По его словам, объединение финансового надзора и банковского надзора по-прежнему остается актуальным.

Единым надзорным органом, по мнению авторов проекта, должен быть кредитор последний инстанции, который обладает рычагами поддержания стабильности участников финансовых рынков. «В долгосрочной перспективе создание полноценного интегрированного надзора за финансовым сектором предпочтительно на базе Банка России», – считают в РСПП. По мнению разработчиков проекта, Центробанк «обладает необходимым инструментарием поддержки ликвидности и платежеспособности участников финансовых рынков. Кроме того, Банк России обладает высококвалифицированным персоналом, наработанными методиками и опытом».

Но если объединение регуляторов это задача-максимум, то в самое ближайшее время нужна «как минимум координация двух видов надзора», убежден Александр Шохин. В качестве такого промежуточного решения он предлагает создать при председателе правительства России координационного совета – постоянного органа для своевременной выработки согласованных решений и координации финансового регулирования для поддержания финансовой стабильности на рынках. Другой вариант – расширение полномочий ныне действующего совета при президенте России по развитию финансового рынка России. В этом случае совету надо будет принять меморандум по вопросам финансовой стабильности, который определит принципы взаимодействия и координации Центробанка и ФСФР и опишет политику минимизации отрицательных последствий возможных кризисов.

Какой конкретно орган возьмет на себя функции координации двух видов надзора -- не важно, главное, чтобы он обладал реальными полномочиями, «хотя бы как у первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова», пошутил Александр Шохин.

Вице-президент РСПП Александр Мурычев отметил, к декабрю 2009 года доля проблемных кредитов в российской банковской системе достигла 19,1%, тогда как «чертой, переходить за которую очень опасно», является уровень «плохих» долгов в 19,6%. «Критическая масса уже накоплена, проблема все усиливается», – пессимистичен Александр Мурычев. Достаточность капитала отечественных банков, по его словам, начинает настораживать. «Банковский сектор входит в период среднесрочной стагнации», – резюмирует он. Пика дефолтов по кредитам он ждет во втором квартале – середине текущего года.

Полная версия