Нефть утроит Фонд национального благосостояния
Дорогая нефть уже в 2011 году даст правительству России шанс собрать в Фонде национального благосостояния около 10 трлн рублей -- почти 20% ВВП. Просто ВВП не растет на «дурных деньгах», скептичны экономисты.
Цены на нефть вернутся на уровень выше $100 за баррель, уверены в международных банках. В Goldman Sachs прогнозируют, что ее среднегодовая цена составит $90 за баррель в 2010 году и $110 за баррель в 2011 году. Если прогноз инвестбанка сбудется, то размер Фонда национального благосостояния в 2011 году достигнет почти 10 трлн рублей.
Федеральный бюджет России рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в $58 за баррель в 2010 году, $59 – в 2011-м и $60 – в 2012 году.
Согласно бюджету при $58 за баррель нефтегазовые доходы, которые формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти и газа, экспортных пошлин на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ, составят 3,19 трлн рублей.
Аналитик инвесткомпании «Велес капитал» Дмитрий Лютягин напоминает, что в 2010 году Россия планирует добыть 490 млн т нефти.
«При ожидаемых правительством 58 долларах за баррель экспортная пошлина на нефть составляет 186 долларов за тонну, на нефтепродукты – около 100 долларов за тонну, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть – 69 долларов за тонну, – рассказывает эксперт. – При 90 долларах за баррель экспортная пошлина на нефть составит 338 долларов за тонну, на нефтепродукты – 175, НДПИ – 120 долларов за тонну». То есть только за счет НДПИ бюджет соберет $33,8 млрд при $58 за баррель и $58,8 млрд при $90 за баррель.
«Предположим, что экспорт нефти в 2010 году составит 205 миллионов тонн, а экспорт нефтепродуктов – 115 миллионов тонн, – продолжает аналитик. – Следовательно, экспортной пошлиной на нефть бюджет соберет 38 миллиардов долларов при цене нефти в 58 долларов и 69,3 миллиарда – при 90 долларах. Экспортной пошлиной на нефтепродукты – 11,5 миллиарда долларов при 58 долларах и 20 миллиардов – при 90 долларах». Следовательно, нефтяные доходы (без учета газовых, которые привязаны к цене нефти с шести-девятимесячным лагом) при цене нефти $58 за баррель составят $83,4 млрд, при $90 – $148,2 млрд. «То есть если нефть будет стоить не 58 долларов, как прогнозируется в бюджете, а 90 долларов, нефтегазовые доходы окажутся примерно на 78% больше прогнозируемых».
Таким образом, нефтегазовые доходы в 2010 году могут составить 5,68 трлн рублей. Определенная часть нефтегазовых доходов ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета в виде нефтегазового трансферта. Его величина привязана к ожидаемому объему ВВП. В 2010 году нефтегазовый трансферт составит 4,5% ВВП, а с 2011 года – по 3,7% ВВП ежегодно.
Рост цены нефти, основного экспортируемого товара России, не обязательно приводит к росту ВВП, объясняет главный экономист инвесткомпании «Ай-ти-инвест» Сергей Егишянц. «Даже если цена нефти поднимется до 90 долларов за баррель, ВВП, скорее всего, останется на прогнозируемом правительством уровне, – поясняет он. – Дурные деньги мало помогают росту экономики. Для этого нужен массовый спрос, а публика вряд ли сразу бросится опять в кутеж взаймы – страшновато после полученного опыта». ВВП вырастет, только если государство станет запускать активные инвестиционные программы, не предусмотренные нынешним бюджетом, «но тут уж ничего предсказать невозможно», добавляет экономист.
Нефтегазовые доходы бюджета после отчисления нефтегазового трансферта идут в Резервный фонд, а после его наполнения – в Фонд национального благосостояния. В нынешней версии бюджета-2010 разница между нефтегазовыми доходами и нефтегазовым трансфертом составляет 1,25 трлн рублей. Именно эти деньги правительство планирует направить в Резервный фонд. Поскольку при цене нефти в $90 нефтегазовые доходы вырастут до 5,68 трлн, а размер нефтегазового трансферта останется прежним, сумма, направляемая в Резервный фонд, вырастет до 3,74 трлн рублей.
Но величина Резервного фонда тоже завязана на размер ВВП и составляет от него 10%, то есть в 2010 году максимальный размер Резервного фонда – 4,32 трлн рублей. На 1 декабря 2009 года его размер составлял 2,24 трлн рублей и при этом в последние месяцы колебался незначительно (на 1 ноября -- также 2,24 трлн, на 1 октября – 2,3 трлн). Если предположить, что к 2010 году размер фонда останется на текущем уровне, то до полного заполнения в фонд надо будет направить 2,08 трлн.
Соответственно, из суммы, оставшейся от нефтегазовых доходов бюджета после вычета нефтегазового трансферта и 2,08 трлн рублей для Резервного фонда, останется 1,66 трлн рублей. Эти деньги по закону автоматически попадают в Фонд национального благосостояния.
Его размер в последние месяцы тоже был относительно постоянным и на 1 декабря текущего года составлял 2,77 трлн рублей (на 1 ноября – 2,71 трлн, на 1 октября – 2,76 трлн). Следовательно, если к 1 января размер фонда останется на текущем уровне, а в течение 2010 года в фонд будет направлено еще 1,66 трлн рублей, то общий его размер составит 4,43 трлн рублей.
Аналогичные расчеты показывают, что в 2011 году при цене нефти в $110 НДПИ на нее составит около $152 за тонну, экспортная пошлина на нефть – около $432, на нефтепродукты – около $227. Следовательно, нефтяные доходы бюджета при прежних уровнях добычи и экспорта составят примерно $189 млрд, или 5,67 трлн рублей, а нефтегазовые – около 7,23 трлн вместо прогнозируемых в бюджете-2011 3,31 трлн рублей.
Нефтегазовый трансферт в 2011 году составит 1,78 трлн рублей (3,7% ВВП), а предельный размер Резервного фонда – 4,81 трлн. То есть в фонд надо будет перечислить дополнительно 490 млрд рублей. От нефтегазовых доходов после вычета трансферта и отчислений в Резервный фонд останется 4,96 трлн. Эти деньги должны быть направлены в Фонд национального благосостояния, а поскольку к началу года там уже будет 4,43 трлн рублей, к концу 2011 года размер фонда вырастет до 9,39 трлн рублей. Максимальный размер фонда был достигнут в марте 2009 года -- 2,99 трлн рублей.