Renault поедет на Дальний Восток
«АвтоВАЗ» получит финансирование от российского правительства на 50 млрд рублей и, может быть, от Renault. Но пока иностранные акционеры из Renault готовы передать заводу только технологии, которые оценены в 240 млн евро. В правительстве надеются на увеличение доли Renault в «АвтоВАЗе» до контрольной и строительство нового завода на Дальнем Востоке.
Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали в пятницу в Париже протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Россия окажет «АвтоВАЗу» финансовую помощь, а Renault -- передаст технологии. От «Ростехнологий» соглашение подписал глава госкорпорации Сергей Чемезов, от Renault -- вице-президент компании Кристиан Эстев.
Соглашение о реструктуризации долга 'АвтоВАЗа'' предусматривает обеспечение с 2015 года производства 900 тыс. машин, 70% - модели ВАЗа. Доля завода на российском рынке должна сохранится на уровне 25%. Renault инвестирует эквивалент 240 млн евро в виде технологий, производственного оборудования, know-how и организации производства новых моделей автомобилей на платформе В0 (платформа Logan). Также, Renault окажет поддержку ВАЗу' в разработке бюджетной модели, которая заменит модели Lada "Классика", и в создании новых мощностей для производства силовых агрегатов. Renault совместно с Nissan планирует использовать свободные производственные мощности завода в Тольятти, чтобы производить автомобили обеих марок - Renault и Nissan.
Вопросы, связанные с изменением акционерного капитала «АвтоВАЗа», будут проработаны до конца марта, передает «Интерфакс» со ссылкой на министра промышленности и торговли России Виктора Христенко и президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова. По словам вице-премьера России Игоря Сечина, Renault пока сохранит блокирующий пакет, но правительство «будет поддерживать стремление французской стороны увеличить долю до контрольной».
Россия окажет «АвтоВАЗу» поддержку на 50 млрд рублей и может капитализировать ранее выданный кредит на 25 млрд рублей, отметил председатель правительства Владимир Путин . Он также заявил, что «АвтоВАЗ» совместно с Renault и Nissan развернет производство автомобилей на Дальнем Востоке.
Правительство Самарской области берет на себя расходы по выплате заработной платы 14 600 сотрудникам, которые будут переведены на работу в две дочерние компании ВАЗа. Социальные объекты завода будут переведены в федеральное и местное подчинение.
Не только "АвтоВАЗ"
Премьер-министр России Владимир Путин прибыл с двухдневным рабочим визитом во Францию в четверг вечером. В ходе визита российский премьер вместе со своим французским коллегой Франсуа Фийоном принимает участие в 14-м заседании российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств.
Основными темами заседания стали сотрудничество в сфере энергетики, вопросы энергоэффективности и энергосбережения, охрана окружающей среды и проблемы климата, в том числе в контексте подготовки конференции ООН по изменению климата, которая пройдет в Копенгагене, двусторонние экономические проекты, проблематика «перекрестных инвестиций» в российскую и французскую экономику, сотрудничество в области культуры и образования.
Представители двух стран обсуждают также вопрос подготовки Года России во Франции и Года Франции в России, запланированных на 2010 год.
После заседания запланирована встреча премьеров двух стран с представителями деловых кругов. По словам заместителя главы аппарата правительства Юрия Ушакова, в ней примут участие председатель правления группы «Ренова» Виктор Вексельберг, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, новый руководитель «Русгидро» Евгений Дод, глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, президент группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, гендиректор ОАО «Компания «Сухой», гендиректор-генконструктор корпорации «МиГ» Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров.
Почти банкрот
Ранее глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов утверждал, что правительство намерено увеличить уставный капитал «АвтоВАЗа», чтобы предприятие получило деньги для преодоления трудностей и проведения технического обновления. Объемы дополнительной эмиссии правительство планировало определить после достижения договоренностей с совладельцами «АвтоВАЗа». Сейчас «Ростехнологии» владеют 25,1% акций завода (такие же пакеты у Renault и инвестгруппы «Тройка Диалог»).
В речи на съезде партии «Единая Россия» премьер-министр России Владимир Путин говорил, что правительство намерено работать со всеми акционерами «АвтоВАЗа», в том числе иностранными. Компании, по словам Владимира Путина, необходимы «глубокая модернизация» и «расчистка долгов». В конце ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов уточнил, что реализация программы по модернизации «АвтоВАЗа» будет зависеть от тех договоренностей, которых удастся достичь в Париже.
В начале ноября глава евразийского подразделения Renault Кристиан Эстев сообщил, что концерн намерен сохранить свою долю в заводе. Но, по словам вице-президента Renault Патрика Пелата, вложить больше денег в «АвтоВАЗ» компания не может. Renault продолжит принимать участие в модернизации российских сборочных цехов на уровне технологий, «как то и было оговорено», утверждали представители французского концерна, хотя ранее не исключалась и возможность приобретения им контрольного пакета в «АвтоВАЗе».
«АвтоВАЗ» -- крупнейший в России производитель легковых автомобилей, расположенный в Тольятти. На автозаводе, по данным на конец третьего квартала, работал 99 661 сотрудник. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев этого года продажи продукции «АвтоВАЗа» сократились на 44%. За этот период было продано 533,7 тыс. машин, из них за октябрь -- 28,2 тыс.
В третьем квартале «АвтоВАЗ» сократил численность персонала на 2,5%. При этом общие расходы на персонал почти не изменились -- 5,745 млрд рублей против 5,748 млрд во втором квартале. В третьем квартале «АвтоВАЗ» в связи с затовариванием складов простаивал почти месяц -- с 3 августа по 1 сентября, и сотрудники были отправлены в вынужденный отпуск. Во втором квартале «АвтоВАЗ» работал без сбоев, конвейер до этого останавливался с 29 декабря 2008 года по 2 февраля 2009. В начале ноября для отслеживания ситуации в «АвтоВАЗе» собственную приемную при заводе открыл генеральный прокурор России Юрий Чайка.
По итогам первого полугодия чистый убыток «АвтоВАЗа» составил 14,2 млрд рублей. Ранее «АвтоВАЗ» признал свою неспособность вернуть 62 млрд рублей банкам и вероятность банкротства в случае, если реструктуризация задолженности не будет достигнута. Renault всегда говорил, что ему интересен российский рынок, один из растущих и в перспективе больших рынков, где пока недостаточная обеспеченность автомобилями и есть перспектива. И при этом для Renault, естественно, интересно увеличение глобального производства и продаж автомобилей. Чем больше автомобилей на одной платформе изготавливается и продается, тем выгоднее для них.
Основная проблема - долги
Увеличение доли Renault в «АвтоВАЗе» -- это вопрос экономической целесообразности, говорит Сергей Удалов, заместитель директора аналитического агентства «Автостат». «В принципе Renault заинтересован в российском рынке. Возможности они рассматривают, в том числе исходя из эффективности самого «АвтоВАЗа». То есть этот анализ постоянно идет, и в зависимости в том числе от отношения правительства к «АвтоВАЗу». Renault получает: во-первых, спасение «АвтоВАЗа» и своей доли в нем, во-вторых, получает возможность производить здесь автомобили, это ход для них достаточно выгодный. Я не знаю, насколько он выгоден «АвтоВАЗу». Renault внедряет свои технологии, на основе которых будут производиться автомобили. По сути, что-то может идти под маркой Lada, что-то под их маркой, но это увеличение производства и продаж своих автомобилей. То есть для Renault это очень хороший ход», -- считает он.
Марина Иркли, аналитик ИК «Велес-Капитал», полагает, что выгода для Renault будет в том, что концерн, возможно, не потратит своих денег, а поделится только технологиями. «Но основной проблемой «АвтоВАЗа» остается долг», -- замечает она.
«Прямые инвестиции и инвестиции в виде технологий со стороны Renault -- это как раз то, что нужно сейчас «АвтоВАЗу», -- говорит старший аналитик Института финансовых исследований Кирилл Лебедев. В создании совместного производства на Дальнем Востоке он не видит большого смысла. Эксперт также сомневается, что Renault будет увеличивать свою долю в «АвтоВАЗе». «Еще недавно Renault не собиралась этого делать, -- напоминает Кирилл Лебедев. -- Но если и соберется, то вряд ли это случится в обозримой перспективе. Блокпакета «АвтоВАЗа» компании вполне достаточно».