«Плохие долги» вдвое превысили критический уровень
Реальный уровень проблемных долгов в банковской системе России -- около 40% от выданных кредитов, считают в агентстве S&P. ЦБ оценивает просроченные долги в 4,8%. Ранее помощник президента России Аркадий Дворкович заявлял, что при росте просроченной задолженности, в частности по ипотеке до 20%, банки не смогут обойтись без поддержки государства.
Уровень проблемных долгов в российской банковской системе к середине 2010 года составит 40% от общего объема выданных кредитов, прогнозирует рейтинговое агентство Standard & Poor's. Это примерно в восемь раз больше текущего уровня просроченной задолженности по оценкам Центробанка.
«На пике, который мы ожидаем в ближайшие шесть месяцев, доля проблемной задолженности в российской банковской системе дойдет до 40%», -- сказала Infox.ru директор парижского офиса рейтинговой компании Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.
Показатель «проблемных долгов» понимается агентством довольно широко и обозначает те кредиты, которые потенциально могут стать невозвратными, в том числе уже реструктурированные кредиты. По мнению аналитиков S&P, «ухудшение качества активов негативно влияет на динамику роста бизнеса, финансовые результаты и уровень взыскания задолженности», при этом «реальный масштаб проблем, возможно, не виден из-за неполного раскрытия информации и снисходительности регулирующих органов».
S&P включило Россию в 8-ю группу стран по рискам банковского сектора из 10 возможных, где в первую группу входят страны с наименьшими рисками для банков, а в 10-ю -- с наибольшими. Россия находится в одной группе с такими странами, как Колумбия, Пакистан и Тунис. А, к примеру, Турция и Литва входят в 7-ю группу, Индия и Перу -- в 6-ю, Бразилия -- в 5-ю, Мексика -- в 4-ю, Чили -- в 3-ю, Великобритания, Германия, Италия, США и Япония -- во 2-ю. В группу стран с наименьшими банковскими рисками в классификации рейтингового агентства вошли 7 стран: Австралия, Канада, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция и Швейцария.
Агентство Moody's прогнозирует, что доля проблемных кредитов, которые определяются агентством как «кредиты, имеющие признаки обесценения» и не включают в себя реструктурированные кредиты, достигнет 20% к концу 2009 года и 25% к концу 2010 года. «Не все проблемные долги окажутся просроченными, а только их часть, -- поясняет вице-президент -- старший кредитный специалист Moody's Ярослав Совгира. -- Но в дополнение к проблемным активам есть еще около 15% реструктурированных кредитов, которые хоть и не подпадают под понятие проблемной задолженности, но значительная их часть имеет шанс стать проблемными».
Эксперт подчеркивает, что критичным для экономики может быть не объем просроченной задолженности как таковой, а объем убытков от нее. По его мнению, критичным для банковской системы является уровень убытков в 15%, при этом просроченная задолженность может быть выше. Оценить, к каким убыткам приводит определенный уровень просроченной задолженности в целом по банковской системе, нельзя, говорит Ярослав Совгира. «Все зависит от вида кредита, -- поясняет он. -- Например, ожидаемый уровень просрочки по ипотечным кредитам в рублях, по нашей оценке, составляет 15%, но мы ожидаем, что 75% кредитов вернется благодаря тому, что будет реализован залог. Следовательно, ожидаемый уровень убытков по этому виду кредитов -- 4%». Просрочка по кредитам в рублях корпоративному (без учета строительного) сектору составит также 15%, а возвратность -- лишь 50%, соответственно, ожидаемые убытки -- 8%, продолжает эксперт. Просрочка по кредитам строительному сектору в валюте составит 45%, возврат -- 20%, убытки -- 36%, ожидают в Moody’s.
По данным Центробанка, на 1 октября 2009 года уровень просроченной задолженности в целом составил в российской банковской системе 4,77%, при этом просрочка по кредитам нефинансовому сектору -- 5,64%, по кредитам физическим лицам -- 6,39%, по кредитам другим банкам -- 0,07%. В понедельник директор департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексей Симановский сообщил, что Банк России понизил прогноз максимальной просроченной задолженности по итогам текущего года с 10% до 7%. Это сделано в связи со стабилизацией ситуации в экономике и банковском секторе, а также в связи с тем, что часть реструктурированных кредитов обслуживается и начинает погашаться, объяснил директор департамента.
«Доля реструктурированных долгов достигла в июле 2009 года 23,8%. Часть их тоже может относиться к «плохим долгам», -- говорит экономист московского офиса Всемирного банка Сергей Улатов. -- Поэтому мы ожидаем, что уровень просроченной задолженности, как ее понимает Центробанк, к концу текущего года вырастет до 10%. Но, конечно, все будет зависеть от того, насколько удачно банкам удастся управлять этими долгами, и от возможностей предприятий рефинансировать свои долги».
Ранее помощник президента России Аркадий Дворкович заявлял, что при возрастании объема просроченной задолженности, в частности, по ипотеке до 20% банки не смогут обойтись без поддержки государства. А глава ЦБ Сергей Игнатьев уверял, что рост просрочки приостановился.
Екатерина Трофимова считает бессмысленным прогнозировать уровень просроченной задолженности. «Вопрос о том, сколько будет составлять просрочка без учета реструктурированных долгов, очень коварный, потому что ответ на него зависит от очень субъективных факторов, -- поясняет экономист. -- Не существует методики объективной оценки уровня «плохих долгов». То, что некоторые банки показывают более высокий уровень просрочки, чем другие банки, далеко не означает того, что у них самих плохой кредитный портфель. Такой уровень может быть объяснен множеством причин: и открытостью финансовой политики этих банков, и тем, как они ведут переговоры со своими заемщиками. Ведь если банк отражает в отчетности какой-то кредит как просрочку, он может в суде требовать выплаты задолженности. Если же банк реструктурирует задолженность, то возможности по востребованию этого долга становятся ограниченными».
Директор парижского офиса Standard & Poor’s отмечает, что прирост проблемных кредитов в последние месяцы значительно снизился. «Это позволяет надеяться на то, что ко второй половине 2010 года можно будет ожидать устойчивого перелома этой негативной тенденции. Но 2010 год будет достаточно сложным, это будет год серьезной работы для банков, особенно по проблемным активам», -- заключает экономист.