Доллар отрывается от нефти
Кризис разорвал традиционные экономические взаимосвязи, констатирует директор российского представительства Всемирного банка Клаус Роланд. Доллар перестает реагировать на изменение нефтяных цен, а нефтяные фьючерсы не отражают движения американской валюты.
Уникальность текущего кризиса в том, что корреляция между ценами на нефть и курсом доллара ослабла, рассказал в интервью Infox.ru Клаус Роланд.
«Мы увидели, что в прошлом году традиционная корреляция между укреплением доллара и падением цен на нефть ослабла. Это уникальный феномен кризиса. Будет ли это устойчивой тенденцией в динамике курсов валют, станет понятно позднее», – сказал он.
Обычная связь между ценами на нефтяные фьючерсы и американским долларом выражается в обратной зависимости: укрепление курса доллара приводит к снижению номинированных в американской валюте цен на нефть. И наоборот, подорожание нефти сопровождается снижением курса доллара. Спекулятивный капитал, ожидая снижения нефтяных котировок, переходил в американские казначейские облигации, считающиеся одним из наиболее надежных финансовых активов. Ожидания экономического роста и соответственно увеличения проса на нефть, напротив, сигнализировали о выводе средств на более рискованные рынки сырья.
Профессор Высшей школы экономики Александр Абрамов допускает, что корреляция между ценой нефти и курсом американской валюты ослабла, но отмечает, что «полного отрыва курса первой от второго не было». Ослабление корреляции экономист не считает «поводом для оптимизма»: «Это лишь значит, что в нефти стало больше спекулятивного фактора, потому что главным двигателем роста цен на нефть сейчас является даже не девальвация доллара и не восстановление экономики, а спекуляции лишними деньгами, которые не находят применения в реальном секторе».
Эксперт добавляет, что сейчас инвесторы бегут от доллара не только в нефть, но и «в золото, цена которого совершенно неоправданно достигла астрономических пиков, в другие товарные активы, в отдельные финансовые инструменты, в том числе развивающихся стран».
Директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов не согласен с наблюдением Клауса Роланда. «На протяжении всего кризиса была высокая корреляция нефти и доллара, – поясняет эксперт. – В его разгар доллар резко рос, нефть падала, в этом году обратная тенденция. Зримого изменения в этой корреляции не произошло. Более того, мы видим, что любые спекуляции в отношении доллара сразу же приводят к росту цен на нефть».
Одним из наиболее актуальных рисков для российской экономики директор Всемирного банка по России называет «драматичный» рост цен на нефть. «Он поможет решить проблему бюджетного дефицита, улучшит платежный баланс, но помешает проводить дальнейшие реформы», – сказал Клаус Роланд Infox.ru.