Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Через какое-то время снова встанет вопрос о продаже этого актива»

Америка не отдала России Opel по политическим соображениям, уверены российские политики. Экономисты считают, что General Motors поняла, как извлечь из Opel прибыль, -- и это причина срыва сделки. Философы полагают, что Opel не отдали из-за скепсиса в отношении России и российских предпринимателей.

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров: «Это коммерческий вопрос, который касается Сбербанка и его партнеров, поэтому этот вопрос не может быть в повестке дня Госдумы, но на уровне комитета мы этот вопрос изучили внимательно. Я считаю, что отказ от продажи Opel России связан с политической позицией США, которые и управляют GM. Сейчас же компания находится под госуправлением, соответственно, из политических соображений Соединенные Штаты приняли решение контролировать Opel и дадут дополнительные деньги из американской казны за счет дефицита американского бюджета для решения этих проблем. Я не думаю, что США не хотят передавать технологии именно России. Это решение GM связано с намерением США после кризиса восстанавливать свои общие позиции во всем мире. К сожалению, у мирового сообщества не хватило сил реформировать мировую экономику. И после кризиса США по-прежнему за счет денег, собранных с других стран, через свой дефицит бюджета финансируют не только политические, но и коммерческие и экономические проекты».

Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов: «Политическая составляющая здесь присутствует. Эта сделка вызывала вопросы с политической точки зрения. В последнее время ни одно обсуждение вопроса не было сосредоточено только на деловых аспектах сделки. Конечно, участие России в руководстве высокотехнологичной современной компании вызывало озабоченность со стороны определенных кругов.

Я уверен, что это касается не только России. Вопросы возникли бы в любом случае: окажись на месте России Бразилия или Индия. В кризис были сделки, которые срывались из-за арабского капитала, порой отказывали китайцам явно по политическим мотивам».

Первый заместитель председателя комитета по промышленности Госдумы Валерий Драганов: «Мы сейчас разбираемся в экономических и финансовых причинах, после этого мы можем судить о возможно имеющихся других причинах. В силу того, что сделка большая, кому-то может не нравиться, что именно российские компании хотят стать ее совладельцами. В общем, пока без комментариев».

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: «Сейчас ситуация улучшилась. Американцы увидели, что Opel может приносить прибыль, и решили, что не хотят продавать актив. Для GM очень важно сохранить за собой Opel, поэтому я нисколько не удивляюсь».

Директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов Игорь Чубайс: «Наши олигархи, крупные бизнесмены не очень интегрированы в мировой бизнес. К ним относятся со скепсисом. Непонятны источники их доходов, они вызывают большие вопросы. Поэтому не очень удивительно, что крупные сделки, с помощью которых наш бизнес пытается проникнуть на европейские рынки и даже на рынки стран СНГ, срываются в последний момент. По-моему, это произошло и в данном случае, хотя возможно, что здесь есть и другие причины».

Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский: «На мой взгляд, крупнейшие западные производители технологий не хотят передавать их России и российскому капиталу. Это главная причина. Они искали любые возможности, чтобы этого не допустить, и использовали как предлог улучшение рыночной конъюнктуры в Европе, что, по их мнению, может спасти Opel и без российского участия. Это очень важный урок, который мы должны вынести и который состоит в том, что Запад не будет давать нам новейшие технологии, поэтому попытка построить модернизацию на импортных технологиях изначально обречена на провал».

Космонавт дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко: «Зачем Сбербанк покупал Opel, мне как простому человеку непонятно. И непонятно, радоваться этому или огорчаться. Наверное, до совершения сделки не нужно было так много о ней говорить. Зачем нужно было дразнить? Естественно, GM одумалась. Здесь надо было хранить коммерческую тайну до совершения сделки. Ленин говорил: «Учитесь торговать!». Вот, не научились до сих пор».

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев: «Это решение было достаточно неожиданным. Но оно показывает, что ситуация начинает улучшаться, и GM кажется, что она может выйти из кризисного положения без продажи столь ценного актива. Я думаю, что это ошибка GM, потому что у компании сегодня нет серьезной стратегии работы на рынках. Хотя европейский рынок очень выгоден для GM, он очень конкурентный, и я думаю, что стратегия GM не слишком адекватна тем конкурентным условиям, которые есть в Европе. Поэтому GM и дальше будет проигрывать конкурентную борьбу. Соответственно, через какое-то время снова встанет вопрос о продаже этого актива. Эмоционально решение GM понятно: компания хочет сохранить актив, потому что по качеству сборки, по объемам продаж и так далее он лучше, чем их основные производства в Америке. Но с точки зрения дальнейшей бизнес-стратегии это эмоциональное решение не улучшит положение GM. У компании продолжатся проблемы.

Что касается России, честно говоря, мне всегда казалось, что ее претензии на такого рода сделку были преждевременны и излишни. Потому что Сбербанк был чисто финансистом в этой сделке, речь никогда не шла о том, что российская компания начнет управлять Opel. Я думаю, что проблема России сейчас заключается не в том, что у нас нет технологий, а в том, что у нас нет возможностей их внедрения. Если бы технологии Opel стали доступны менеджерам «АвтоВАЗа», судьба российского предприятия вряд ли стала бы серьезным образом иной. Так что, мне кажется, не нужно переживать по поводу происшедшего. Это одна из расторгшихся коммерческих сделок, их бывает много. Я не думаю, что надо драматизировать ситуацию».

Полная версия