Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Резервного фонда не хватило на бюджет

Власти нужна социальная стабильность, а экономике модернизация, поэтому бюджет-2010 стал компромиссом, настаивает Минфин. Экономисты сомневаются, что рост социальных расходов простимулирует потребительский спрос и индустрию. А коммунисты видят угрозу нового дефолта.

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2011 года». Из 446 принявших участие в голосовании парламентариев законопроект поддержали 315 депутатов (ровно столько входят во фракцию «Единая Россия»).

Обсуждение длилось 2 часа 40 минут. Сначала министр финансов России Алексей Кудрин в течение 33 минут (вместо положенных 20) рассказал об успехах правительства в борьбе с кризисом и об основных параметрах будущего бюджета. Затем председатель Счетной палаты Сергей Степашин за 14 минут мягко покритиковал финансовые власти за возможный разгон инфляции.

Далее с докладами выступили представители Комитета Госдумы по бюджету и налогам и Комитета по экономической политике и предпринимательству. После этого каждая фракция задала по два вопроса представителям правительства, и с 10-минутными докладами выступили Геннадий Зюганов от КПРФ, Владимир Жириновский от ЛДПР, Оксана Дмитриева от «Справедливой России» и Мартин Шаккум от «Единой России».

Начиная свое выступление, Алексей Кудрин отметил, что рассматриваемый бюджет стал «бюджетом примирения и согласия», потому что его обсуждение собрало все фракции, которые накануне покинули парламент в знак протеста против фальсификации результатов выборов 11 октября.

По словам Алексея Кудрина, благодаря тому, что цены на нефть держатся в настоящее время на высоком уровне и что правительство потратит до конца 2009 года не все запланированные в бюджете-2009 деньги, прогноз бюджетного дефицита в текущем году снижен с 8,3% ВВП до 7,5-7,7% ВВП.

Министр рассказал, что бюджет рассчитывался исходя из цены нефти $58 за баррель в 2010 году, $59 – в 2011 году и 60$ – в 2012 году. Бюджет-2010 предусматривает, что ВВП в 2010 году составит 43,19 трлн рублей, а уровень инфляции не превысит 10%. Доходы бюджета составят 6,95 трлн рублей (в том числе 3,19 трлн – нефтегазовые доходы), расходы – 9,89 трлн рублей. Дефицит бюджета – 2,94 трлн рублей (6,8% ВВП). По прогнозам правительства, в 2011 и 2012 году ВВП вырастет соответственно до 48,07 трлн и 53,71 трлн рублей, а инфляция – снизится до 8% и 7%.

«Безопасной» ценой нефти для выполнения всех социальных обязательств является уровень в $50 за баррель, сказал Алексей Кудрин. Все доходы сверх этой цены будут направляться в Фонд национального благосостояния, который «нам нужен», так как Россию ждет «серьезный демографический провал, то есть падение доходов и рост числа пенсионеров», пояснил глава министерства. При этом для покрытия дефицита бюджета в 2010 году Резервный фонд будет израсходован полностью, а Фонд национального благосостояния сократится с 2,8 трлн до 1,1 трлн рублей.

Он также сообщил, что в 2010 году более чем на 40% будут увеличены пенсии, единоразово выплачено по 5 тыс. рублей ветеранам Великой Отечественной войны и по 1 тыс. рублей – труженикам тыла. Зарплаты бюджетникам решено пока не поднимать.

Сергей Степашин в своем выступлении назвал бюджет-2010 компромиссом между необходимостью поддержания социальной стабильности и необходимостью проведения модернизации страны (позднее Алексей Кудрин согласился с такой формулировкой). Глава Счетной палаты отметил, что значительное повышение пенсий не только поднимает уровень жизни пенсионеров, но увеличивает внутренний спрос, что стимулирует экономику. Он также призвал повысить зарплаты «хотя бы военнослужащим» и рассмотреть возможность повышения зарплат всем бюджетникам.

Сергей Степашин усомнился, что правительственный прогноз снижения инфляции до 7% к 2012 году сбудется. Из-за высокого роста тарифов и отмены предельного их уровня сдерживать в ближайшие годы инфляцию даже на нынешнем уровне станет «существенно труднее», считает он. Директор департамента стратегического анализа аудиторской группы ФБК Игорь Николаев говорит, что «задолго до принятия бюджета на 2010 год стала очевидной его главная отличительная особенность – социальные расходы (в подавляющем объеме это пенсии) резко возрастают». «Пенсии, конечно, надо было увеличивать. Но не столь стремительными темпами (на 46% в 2010 году). Инфляцию, и даже немногим более, обязательно надо было компенсировать, а высвободившиеся средства потратить на то, что действительно решает главную проблему кризиса – проблему спроса. А это прежде всего расходы на транспортную и коммунальную инфраструктуру».

Полагать, что запланированное увеличение социальных расходов простимулирует потребительский спрос, -- ошибка, считает экономист. «Доказательства? В летние месяцы оборот розничной торговли рекордно снижался (в августе на 9,8% по сравнению с августом 2008 года) при одновременном тоже рекордном приросте вкладов населения в банках. А ведь и в этом году мы также стараемся нарастить социальные расходы, преподнося это как выгодное отличие российской антикризисной политики. Плохой бюджет на 2010 год у нас получается -- не антикризисный, а прокризисный, не профессиональный, а популистский», -- категоричен он.

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров замечает, что «в целом поддерживает бюджет». «В то же время при планировании бюджета необходимо уделять особое внимание принятию мер по повышению доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов, в том числе за счет легализации алкогольного рынка, введения единой ставки акциза на спирт, трехкратной индексации ставок акциза на табак и табачные изделия в 2011 году и полуторакратной – в 2012 году».

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов назвал новый бюджет «коллективным заявлением об отставке правительства». Общая сумма внутреннего и внешнего долга составляет 73% от доходов бюджета, посчитал он. По мнению парламентария, это признак того, что «уже маячит дефолт». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский обвинил авторов бюджета в популизме и попытке подкупить избирателей на выборах 2011 и 2012 годов». Он также обратил внимание на чрезмерность индексации пенсий. Вместо этого поддерживать надо работающее поколение, подчеркнул он.

Полная версия