Регионам не хватит триллиона
Дефицит бюджетов российских регионов может достичь 1 трлн руб. Губернаторы будут вынуждены резко сократить социальные расходы и продать активы, чтобы не лишиться должностей и не попасть под внешнее финансовое управление. Помощи от Минфина регионам ждать не стоит, считают эксперты.
В Центре развития подсчитали, что при сохранении текущей динамики доходов региональных бюджетов общие доходы регионов по итогам 2009 года составят около 5,7 трлн руб. включая 1,379 трлн руб. трансфертов из федерального бюджета. Даже если в оставшиеся месяцы года регионам удастся удерживать расходы на уровне 2008 года (хотя вплоть до июля они оставались выше этого уровня), их сумма в текущем году составит около 6,4 трлн руб. Следовательно, дефицит региональных бюджетов составит около 700 млрд руб. Если Минфин прокредитует регионы на предельную запланированную величину, 150 млрд руб., остающийся разрыв консолидированного бюджета регионов составит более 500 млрд руб.
По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, это «очень скромная» оценка, и в реальности цифра может достигнуть 1 трлн руб. «Ударные траты и федерального, и региональных бюджетов в России традиционно приходятся на октябрь, ноябрь и декабрь», – напоминает она. Поэтому эксперт не ожидает существенного сокращения расходов регионами.
В марте заместитель министра финансов Антон Силуанов заявлял о дефиците региональных бюджетов в 800 млрд руб. по итогам года, но 17 сентября этот прогноз был понижен чиновником до 423,2 млрд руб.
Наибольшее падение бюджетных доходов (и, соответственно, наибольший рост бюджетного дефицита) наблюдается в развитых регионах, говорит Наталья Зубаревич: «В них основу доходной базы составляет налог на прибыль, а он упал в целом по стране более чем в два раза, а в некоторых регионах даже в семь-восемь, а то и в девять раз». По ее словам, доля налога на прибыль в доходах «сильных» регионов доходит до 40%. «Поджимать расходы в первую очередь придется именно этим регионам», – констатирует эксперт.
В настоящее время федеральный центр выделяет регионам помощь по двум каналам: в виде дотаций на сбалансированность региональных бюджетов и бюджетных кредитов по ставке, в четыре раза меньше ставки рефинансирования (сейчас 10,5%). На обе группы мер выделяется по 150 млрд руб., то есть в общей сложности 300 млрд руб. Но этих денег на покрытие дефицита регионам не хватит, поэтому им придется урезать расходные части бюджетов, считает и заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров.
«Уже сейчас регионы активно пересматривают свои расходы до конца года», – знает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. «Хотя некоторые регионы, например Ханты-Мансийский округ, в последнее время даже увеличили свои расходы, доходная часть их бюджетов выросла еще сильнее», – говорит он.
По словам Владимира Назарова, многие регионы пока несильно пересмотрели свои бюджеты, но экономист видит потенциал для их сокращения: «В кассовых планах большую часть расходов эти регионы запланировали именно на четвертый квартал».
В бюджетах развитых регионов, наиболее сильно пострадавших от кризиса, существенная часть денег тратилась на инвестиционные цели, напоминает Наталья Зубаревич. Таким субъектам федерации придется сильно урезать расходы. «Но ужас в том, что будут поджиматься и социальные расходы, что бы об этом ни говорили, – сетует директор региональной программы института. – Они будут поджиматься не в части зарплат, а в части расходов на оборудование, расходные материалы. Бензин для «скорой помощи», шприцы для санитарок и расходные материалы для компьютерных томографов – вот на этом будут поджиматься». «Москва вполне переживет выпадение даже четверти доходов, потому что у нее сверхбогатый бюджет», -- добавляет эксперт.
Владимир Климанов допускает, что некоторые субъекты федерации будут пытаться погасить часть дефицита за счет приватизации принадлежащей им собственности, но не видит «большого потенциала» в этом инструменте, так как цена активов упала.
Если цены на энергоносители продержатся на нынешних «комфортных» уровнях еще хотя бы один-два месяца, «ничего страшного» с региональными бюджетами в 2009 году произойти не должно, спокоен Владимир Назаров.
Ранее президент России Дмитрий Медведев поручал Минрегиону определить четыре региона России, проваливших план антикризисных мер. Главы этих регионов должны быть уволены осенью. «Не знаю, чем закончилась эта история с регионами, но я не глядя предложил бы Московскую область, – говорит Владимир Назаров. – Здесь все ужасно. Смотрел программу гарантий Московской области. Несмотря на то что у области очень тяжелое финансовое положение, они выдали гарантий на 2009 год на 8 миллиардов рублей».
Владимир Климанов напоминает, что нарушение субъектами федерации бюджетного законодательства по закону может привести к введению внешней финансовой администрации в этих субъектах. «Но это почти исключенный вариант, потому что для введения этой меры должны существовать достаточно большие объемы просроченной задолженности, – продолжает он. – Скорее будут использоваться политические инструменты для разрешения ситуации с проблемными регионами вплоть до снятия губернаторов. Но это крайний случай, политический компромисс может быть найден на более раннем этапе переговоров».
От соблюдения регионами бюджетной дисциплины в 2009 году будет во многом зависеть и их поддержка федеральным центром в 2010 году. Антон Силуанов заявил в сентябре, что объем дотаций из федерального бюджета на сбалансированность бюджетов регионов в 2010 году будет сокращен более чем в два раза – до 90,2 млрд руб. против 193,4 млрд в текущем году. Директор Института реформирования общественных финансов также отмечает, что 130-я статья Бюджетного кодекса предусматривает введение дополнительных ограничений для дотационных и супердотационных регионов (то есть у которых в доходах бюджета доля дотаций и субсидий за два из трех последних лет составляет 20 и 60% соответственно). Экономист предполагает, что по итогам 2009 года число таких регионов увеличится, и они «будут вынуждены заключить соглашения с Минфином, ограничивающие целый ряд расходов и описывающие меры по повышению доходов региона».
По словам Владимира Климанова, сейчас Минфин оказывает «неявное давление» на законодательные власти в регионах при проектировании региональных бюджетов на 2010 год, чтобы они не повышали расходы на 2010 год, а, по крайней мере, стабилизировали ее на уровне текущего года. «Федеральный центр буквально сейчас принял меры по централизации через Казначейство неизрасходованных остатков федеральных субсидий и субвенций региональным бюджетам, давая понять региональным законодателям, что свободных денег сейчас нет», -- замечает он.