Девальвация поднимет ВВП
Ослабление рубля даст чиновникам возможность отчитаться о выходе из кризиса. Ранее в правительстве говорили о возможном росте экономики во втором полугодии более чем на 4%. Такой рост может обеспечить 30-процентная девальвация.
Девальвация рубля вносит вклад в рост ВВП благодаря сокращению импорта и усилению импортозамещения, то есть производства дешевых отечественных товаров взамен подорожавших импортных.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова уверена, что ослабление рубля приведет к экономическому росту, но только если оно будет достаточно сильным и не будет сопровождаться таким же по масштабам ростом инфляции. «Ослабления рубля на 20-30% может оказаться недостаточно для того, чтобы подтолкнуть рост, -- говорит она. -- А вот девальвация на 40-50% действительно может дать положительный эффект». Экономист подчеркивает важность того, чтобы «ослабление курса происходило в реальном выражении, то есть чтобы скачок курса не привел к соответствующему росту инфляции». Это удается не всем странам, предупреждает Наталия Орлова.
Валерий Миронов из Центра развития оценил, насколько должен упасть курс рубля, чтобы добиться роста ВВП. «Допустим, мы хотим ослабить курс рубля относительно доллара на 1 рубль за доллар, -- рассуждает он. -- 1 рубль -- это примерно 3% от нынешней стоимости доллара. То есть исходя из эластичности девальвация на 3% снизит импорт на 3%». «Годовой импорт в России равен примерно $200 млрд, 3% от $200 млрд -- это $6 млрд, -- продолжает экономист. -- Годовой ВВП равен примерно $1 трлн 400 млрд. @6 млрд составляют от этой суммы около 0,4%. То есть девальвация на 3% (на 1 рубль) приведет к росту ВВП на 0,4%». Соответственно, чтобы рост ВВП составил не 0,4%, а 4%, то девальвировать рубль надо не на 3%, а на 30%, поясняет Валерий Миронов. «А если бы мы сейчас девальвировали рубль на 50%, как в 1998 году, то ВВП вырос бы примерно на 6,7%», -- говорит эксперт.
Он отмечает, что если в настоящее время нет производственных мощностей, которые могут производить конкурентоспособную продукцию вместо подорожавшего импорта, то на переход к импортозамещению может уйти год-полтора. Ранее министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявляла о возможном росте ВВП России во втором полугодии более чем на 4%.
«Взаимосвязь курса рубля и экономического роста не такая однозначная, как хотелось бы, -- скептичен директор Центра экономических исследований Сергей Моисеев. -- С какого-то момента времени импорт становится неэластичным к курсу рубля. То есть определенное количество импорта мы вынуждены потреблять в любом случае, импорт невозможно схлопывать до нуля. А физические объемы экспорта мы увеличить не можем, потому что сколько нефти наши партнеры потребляют сейчас, столько и будут потреблять».
Импортное сырье и комплектующие для России подорожают, и вряд ли она сможет отбить рост цен за счет девальвации, если цены на нефть не продолжат расти, говорит экономист.
Сергей Моисеев убежден, что управляемая девальвация, проведенная российским Центробанком в ноябре 2008 -- январе 2009 года, является «оптимальной с точки зрения балансирования текущего счета» и «ее было бы достаточно для восстановления». «Но, несмотря на это, мы имеем отрицательный экономический рост, а в следующем году он будет около нуля», -- напоминает ученый. По его мнению, это вызвано тем, что предприятия не сократили в достаточной степени свои издержки и фонд заработной платы.
Главный экономист по России и СНГ инвестиционного банка Merrill Lynch Юлия Цепляева более категорична: «Я совершенно не согласна, что есть связь между тем, как вырастет ВВП и как девальвируют рубль. Более того, я считаю, что искусственная девальвация пойдет во вред экономической ситуации и росту. Потому что модель роста, какая она у нас есть, предполагает, что нам нужна низкая инфляция и высокие инвестиции. А девальвация не приводит ни к тому, ни к другому». Но эксперт уверена, что резкая девальвация лучше «управляемой»: «Если бы в конце 2008 года рубль был бы девальвирован резко, а не плавно, ВВП упал бы меньше».
«Для того чтобы вырос ВВП, девальвации не нужно, -- соглашается и главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. -- Девальвация -- это внешнее проявление некоторого шока, с которым не справилась экономика». «И если мы говорим об открытой экономике, в которой есть промышленность, финансовая система, то девальвация будет сопровождаться проблемами для экономики, поэтому девальвация приведет к сокращению роста ВВП, а не его увеличению», -- убежден Евгений Надоршин.
Доцент Российской экономической академии имени Плеханова Денис Домащенко тоже считает, что «валютный курс не должен быть средством манипулирования макроэкономическими показателями». «Курсовая политика будет эффективна, если она станет лишь производной от состояния экономики и финансовых рынков», -- говорит он. По его словам, эффекты для реального сектора от девальвации 2009 года несопоставимы с эффектами девальвации 1998 года. «Сейчас экономика стала менее эластична к валютным шокам, скорее она больше стала зависеть от состояния на кредитных рынках», -- констатирует ученый.
Директор департамента стратегического анализа аудиторской группы ФБК Игорь Николаев напоминает, что при расчете ВВП необходимо учитывать дефлятор, «иначе инфляция приводила бы к стоимостному росту продукции, и при том же объеме производства ВВП в стоимостном выражении у нас рос и рос».
Экономист замечает, что из-за девальвации деньги перестают вкладываться в производство: «Люди меняют оставшиеся рубли на валюту и действуют по принципу «посидим, подождем, покурим».
«Девальвация -- это плюс для выполнения бюджетных обязательств, потому что Резервный фонд у нас номинирован в валюте, и, соответственно, при ее обмене можно получить больше девальвированных рублей, то есть это плюс для решения проблемы дефицитности бюджета, но это все-таки минус для ВВП», -- резюмирует Игорь Николаев.