«АвтоВАЗ» и КамАЗ не объединят производства
«АвтоВАЗ» и КамАЗ не объединят производства, консолидация ограничится созданием общей управляющей компании. Сближение производственных процессов на двух проблемных заводах, по мнению участников рынка, невозможно. Это противоречит мировой практике.
Заместитель директора госкорпорации «Ростехнологии» Игорь Завьялов объявил, что в России на основе «Ростехнологий» будет создан холдинг «Росавто», в который войдут «АвтоВАЗ», КамАЗ и «Автодизель». По его словам, совет директоров возглавит глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, а на пост генерального директора госкорпорация предложила главу ОАО «КамАЗ» Сергея Когогина. Он согласился. Сергей Когогин заявил, что готов возглавить «Росавто», так как «чувствует силы, опыт и умение».
Структура управления
«Росавто» будет состоять из четырех субхолдингов: легкового (на основе «АвтоВАЗа») и грузового (на основе КамАЗа) автотранспорта, силовых агрегатов и автокомпонентов. Управляющая компания консолидирует пакеты акций автозаводов, принадлежащих госкорпорации «Ростехнологии», -- 37,8% акций КамАЗа, блокпакет «АвтоВАЗа», 30% «Автодизеля» и 31,8% Тутаевского моторного завода.
Со среды президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин покинул свой пост, а его обязанности до утверждения новой кандидатуры на эту должность советом директоров будет исполнять вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров.
В пресс-службах «АвтоВАЗа» и КамАЗа отказались комментировать принципы объединения компаний. А вице-президент «АвтоВАЗа» Сергей Астапов признался Infox.ru, что «окончательное решение об объединении «АвтоВАЗа» с КамАЗом не сформулировано в каком-то виде». «Такие решения, если проходят, проходят или на правлении, или на совете директоров, потом уже выстраивается определенная конфигурация, определенная технология работы, – сказал он. – На сегодняшний день это озвучено, но пока нигде не прописано, поэтому пока трудно говорить о деталях объединения».
Источник Infox.ru в руководстве КамАЗа признался, что его компании «все равно, где будут находиться 37,8% акций – непосредственно в «Ростехнологиях» или в компании, принадлежащей «Ростехнологиям». По его словам, «к идее создания нового автохолдинга КамАЗ не имеет никакого отношения». Но один из участников авторынка отметил, что КамАЗу «интересен» завод «Автодизель», поэтому участие в автохолдинге компании может быть выгодно.
Цель не видна
Конкурентам непонятна цель создания холдинга. «Мне непонятна ни стратегическая, ни организационная идея объединения КамАЗа и «АвтоВАЗа». Это совершенно разные направления, совершенно разный бизнес, – рассказал Infox.ru глава одного из департаментов «Группы ГАЗ». – Нам пока не видны ни плюсы, ни минусы этого альянса». Он предполагает, что «это больше подковерные игры, чем продуманная стратегия», но допускает, что «это шаги решения по спасению «АвтоВАЗа». «У него («АвтоВАЗа». – Infox.ru) есть проблема, и ее решили потушить с помощью такого сильного управленца, как Сергей Когогин», – поясняет представитель ГАЗа. Для «АвтоВАЗа» было бы лучше быть переданным в управление западным автопроизводителям, полагает он.
Пик падения
В начале июля объем задолженности «АвтоВАЗа» достигал 53 млрд руб. В первом полугодии компания понесла более 14 млрд руб. убытков из-за падения объемов производства и спроса на автомобили. «На протяжении последних пяти месяцев наши продажи, хотя и не рекордны, как год-два назад, но стабильны, а свою долю на авторынке России мы даже нарастили, – заверил Infox.ru Сергей Астапов. – Несмотря на то что кризис все еще идет, мы заставляем работать и производство, и научно-технический центр, и напрягаемся всем заводом, чтобы были какие-то новые наработки, которые потом воплотятся в серийные автомобили».
По словам вице-президента компании, со времени остановки главного конвейера «АвтоВАЗа» в начале августа количество нераспроданных автомобилей сократилось с 86 тыс. до 62 тыс. «Сейчас продажи увеличиваются с каждым днем. Я думаю, что к концу месяца мы выйдем на нормальные складские остатки, то есть на технологический запас, как мы его называем», – полагает Сергей Астапов. Он уверен, что конвейер до конца года останавливаться не будет.
В условиях кризиса с проблемами столкнулся и КамАЗ. «В 2007-2008 годах до 40 процентов наших продаж приходилось на строительную отрасль, а от кризиса больше всего пострадала она, – говорит директор департамента по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев. – В 2009 году в Москве, где последние годы наблюдался строительный бум, не заложено ни одного строительного объекта. То есть, скорее всего, и новых заказов от строителей мы не получим, поэтому говорить о том, пройден ли пик падения или нет, пока мы не можем». По его оценке, «рынок сейчас может поглотить около 22-25 тысяч автомобилей «КамАЗ» в год, а в 2010 году продажи вырастут на 5-10 процентов». «Исходя из этого прогноза мы и разрабатываем стратегию развития», – говорит пресс-секретарь компании.
Зарубежный опыт
Объединение легкового и грузового автомобилестроения противоречит современной мировой практике. Концерны Volvo, Renault, Daimler, Saab ранее работали на обоих рынках. Но сейчас проиводства отделены друг от друга. «Разные производственные циклы, разная целевая аудитория, разная себестоимость производства», -- перечисляет аналитик БКС Севастьян Козицын.
Корпорации Renault и Daimler выступают акционерами «АвтоВАЗа» (блокирующий пакет акций -- у Renault) и КамАЗа (10% -- у Daimler), но не выступают против объединения системы управления предприятиями.
"АвтоВАЗ – это множество розничных дилеров и нулевые кредиты. КамАЗ – это другие дилеры, работающие с промышленными заводами и лизинговые программы. Это не слияние, которое будет иметь юридический эффект. «Росавто» - это фактически дивизион «Ростехнологий». Если «АвтоВАЗ» не начнет выпускать дешевые иностранные автомобили под контролем иностранных специалистов, пусть под русскими названиями, ему конец. Для того, чтобы эта стратегия реализовывалась, нужен качественный кризис-менеджер. Это Сергей Когогин. Он вытащил «КамАЗ», расчистил его, сделал прозрачным, в производство внедрил новые решения", - описывает ситуацию Севастьян Козицын.
Старший аналитик УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Игорь Краевский считает, что в «Росавто» не будет интеграции производства грузовых и легковых автомобилей, как у Volvo и Mercedes. «АвтоВАЗ» и КамАЗ сохранят самостоятельность в операционной деятельности. Это объединение – чисто административная мера для улучшения контроля над этими предприятиями, над расходованием средств, для того чтобы головной структуре было легче привлекать финансовые ресурсы, уверен он.