«Сначала у нас думают о людях, а потом — как залатать прорехи»
Осенью в России введут госмонополию на спирт и утвердят новые правила торговли, а бюджет может быть пересмотрен в любое время. Глава экономического комитета Госдумы Евгений Федоров рассказал Infox.ru о планах на осеннюю сессию.
Главный вопрос экономической повестки дня Госдумы в осеннюю сессию -- изменение антимонопольного законодательства. «Будем рассматривать так называемый второй антимонопольный пакет», – говорит председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров.
Другой приоритет -- уже внесенный правительством в Госдуму проект «Закона о торговле».
«В сентябре мы примем его в первом чтении, а потом будем готовить к принятию во втором чтении», – рассказывает депутат. По его словам, «впервые такая огромная отрасль российской экономики подпадает под единое законодательное регулирование: до сих пор регулируются лишь отдельные сегменты торговли: продажи алкоголя, табака, ряда других товаров, отдельно регулируется реклама. Теперь все это будет регулироваться одним законом». По его словам, принятие нового закона должно привести к снижению цен.
Еще одним направлением работы комитета по экономической политике станет подготовка законопроектов, «которые позволят снизить бюрократическое давление на малый бизнес», обещает Евгений Федоров.
На повестке дня в осеннюю сессию будут и «вопросы, связанные с выпуском товаров на российский рынок». «Здесь наша задача – значительно облегчить для бизнеса выпуск их продукции на рынок и сократить списки той продукции, которая подлежит аккредитации и сертификации», – поясняет глава комитета.
«Примыкающий к этому большой сегмент вопросов – это технические регламенты, – рассказывает Евгений Федоров. – Госдума планирует до конца года полностью принять порядка 10 технических регламентов. Это очень большая цифра. За весь предыдущий период мы приняли меньше. Теперь за три месяца мы планируем принять около 10 техрегламентов, как мы считаем, первоочередных для страны: по стройматериалам, по электрической безопасности и ряд других».
Госдума планирует также принять пакет законов, касающихся оборота спирта. «По сути, это будет серьезная реформа алкогольной отрасли, – отмечает депутат. – Ее принципы уже понятны: это введение единого акциза, перевод сбора акциза на производителей алкоголя, и это, можно даже сказать, государственная монополия, то есть очень жесткий контроль за перевозками спирта и ужесточение лицензионных требований к продаже алкогольной продукции».
Среди других задач на осеннюю сессию – обсуждение вопросов, связанных с туризмом и с рекламой.
Бюджет всегда готов к пересмотру
Парламентарий не исключает, что федеральный бюджет 2009 года еще будет пересматриваться. «У нас сейчас действует так называемый ускоренный порядок внесения изменений в бюджет, связанный с кризисом, – напоминает он. – Специальная комиссия ускоренного рассмотрения будет работать и летом во время каникул. Она будет давать предложения по изменениям в бюджет, потому что в кризис надо часто и быстро менять параметры бюджета, чтобы адаптироваться к экономической ситуации».
Поправки в действующий бюджет будут главным образом касаться наращивания социальных расходов и сокращения расходов по другим статьям, а также корректировок в финансировании антикризисных мероприятий. «Наращивание социальных расходов и обеспечение социальной защиты людей – это главная антикризисная линия страны», – констатирует председатель комитета.
Корректировки антикризисных мер могут касаться «обеспечения механизмов госгарантий, которые сейчас подробно прописаны в бюджете и еще продолжают совершенствоваться» и «длинных денег» (долгосрочных кредитов и инвестиций в экономику). «Нам надо замещать иностранные «длинные деньги» российскими, поэтому требуются дополнительные изменения в бюджет, – объясняет депутат. – Это не значит, что платить эти деньги будут граждане, но это означает, что нужны государственные механизмы гарантий для работы этих «длинных денег».
Трехлетнее планирование бюджета всегда лучше, чем однолетнее, убежден экономист. «Мы временно в условиях кризиса отошли от трехлетнего планирования, но как только позволят экономические показатели, мы обязательно вернемся к трехлетнему планированию, потому что только на его базе можно проводить долгосрочные экономические и социальные реформы», – прогнозирует он. В будущем он не исключает возврата и к «пятилетке»: «Если наши инструменты разовьются до такой степени (для этого, допустим, надо принять закон о стратегическом планировании и ряд других), то может, и увеличатся сроки планирования. Но это в перспективе, не сейчас».
Доходы - минус 30%
Общая потеря доходов бюджета от кризиса – приблизительно 30%, напоминает Евгений Федоров. «Сейчас они замещаются за счет резервного фонда, а в перспективе нам нужно будет заместить их за счет более эффективной работы российской экономики», – настаивает парламентарий. По его мнению, этого можно достигнуть, наращивая производство с высокой добавленной стоимостью. «Они лучше всего замещают экономические потери, то есть там больше всего рабочих мест, большой фонд оплаты труда и так далее, – поясняет депутат. – Эти производства, как правило, должны быть сориентированы на внутренний спрос, и у нас здесь огромный потенциал».
Другим способом быстрого оживления экономики может стать «запуск новых рынков, которые в России просто отсутствуют в силу структуры российской экономики», говорит председатель комитета. По его оценкам, запуск рынка интеллектуальной собственности увеличит ВВП на 7%, запуск рынка земли – на 5%. На запуск первого необходимо потратить пару лет, а «рынок земли вообще готов и работает, но очень маленький (сейчас в России в обороте находится всего 1% земли)». Для функционирования рынка земли в полной мере нужно провести «сплошное кадастрирование земли в России», что также займет около двух лет. Многократное усиление этих и некоторых других рынков приведет к росту ВВП и «даст новый пласт российской экономики», ожидает Евгений Федоров.
Несмотря на сокращение бюджетных доходов на 30%, реальный рост пенсий в 2009 году составил 37%, зарплат бюджетников – 30%. «Это смелая политика, – считает депутат. – Такую политику не проводит ни одна крупная страна в условиях кризиса». Такова «природа российского государства», констатирует он: «У нас сложился приоритет социальной направленности. Сначала у нас думают о людях, а потом думают, как залатать прорехи, которые в результате этого создаются в бюджете и в экономике».
Экономика не заметила ухода игроков
Ликвидация игорного бизнеса не нанесла ущерба экономике, считает Евгений Федоров. «Около 40 миллиардов мы потеряли из-за ликвидации, но примерно столько же приобрели за счет налогообложения тех видов бизнеса, которые разместились на этих объектах», – поясняет он.
«Мы убрали острую и социально негативную часть игорного бизнеса, а другие виды: лотерея, букмекерство – у нас не запрещены, – говорит парламентарий. – У нас же все это отработано в Советском Союзе. В СССР была лотерея, были тотализаторы. На московский ипподром люди приходили, это была целая традиция, но был запрещен игорный бизнес, казино, например. Поэтому в этом плане мы, если хотите, вернули опыт Советского Союза, где он был отработан за 60 лет». «Кроме того, не забывайте, что мы запретили игорный бизнес, а просто игру – никаких проблем, – напоминает он. – Граждане могут на кухне, где угодно, играть, тут никаких запрещений нет».