Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Минфин спасает Московскую область

Долги Московской области превысили допустимый законом предел. Вопрос о дотировании региона вынесен на правительство, хотя ранее Минфин отказывался выделять деньги. Подмосковье -- главная жертва кризиса среди регионов России, оценивают ситуацию экономисты.

Долг Московской области по состоянию на 1 июня 2009 года составил 155,2 млрд руб. Он превысил предельно допустимый объем на 1%, говорится в материалах к заседанию президиума правительства России. Согласно статье 107 Бюджетного кодекса России, предельный объем госдолга российского региона не должен превышать объем доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

В июле–декабре 2009 года Московская область должна будет погасить 33 млрд руб. долга, при этом расходы на его обслуживание предусмотрены лишь в размере 10 млрд руб., указывается в тезисах доклада, который должен быть представлен на заседании заместителем министра финансов России Антоном Силуановым.

По оценке Минфина России, дефицит областного бюджета в 2009 году составит более 18% от объема доходов за исключением безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Сама область прогнозирует дефицит на уровне более 21%. Действующий бюджет Московской области предусматривает по итогам года более скромный дефицит – 28,7 млрд руб. или 7,4% бюджетных доходов.

Ранее Минфин исключил Московскую область из числа получателей дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, так как «уровень фактической бюджетной обеспеченности Московской области превышал установленный критерий». Но по просьбе губернатора области Бориса Громова Минфин может направить в область дополнительно 4,6 млрд руб. «для обеспечения сбалансированности бюджета». Решение о помощи региону будет принято позднее в четверг.

«Дальнейшее оказание финансовой поддержки бюджету Московской области будет осуществляться по результатам мониторинга исполнения бюджета за 8 месяцев 2008 года», – говорится в докладе Антона Силуанова.

Проблемы с долгами Московской области начались больше полугода назад. В конце декабря 2008 года Moody`s снизило рейтинги Московской области до «B3» с «B1» связи с ослаблением возможностей области продолжать выполнять жесткий график погашения долгов. 2 февраля 2009 года у Московского залогового банка, связанного с правительством Московской области, была отозвана лицензия.

В апреле 2009 года агентство Moody`s подтвердило рейтинг Подмосковья в иностранной и местной валюте на уровне «B3», прогноз «негативный», а агентство Standard & Poor`s пересмотрело прогноз по рейтингу приоритетного необеспеченного долга Московской области на уровне «В-», с «развивающегося» на «негативный», после чего приостановило поддержание рейтинга для региона. Кредитный аналитик агентства Борис Копейкин сказал Infox.ru, что «для поддержания рейтинга агентству перестало хватать информации о показателях ликвидности области, о планах рефинансирования долга, о переговорах с федеральным правительством относительно финансовой поддержки, об управлении долгом принадлежащих области компаний в 2009-2010 годах».

Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов констатирует, что Московская область среди российских регионов оказалась в «наиболее кризисной ситуации». «Она не может найти адекватного выхода из сложившейся ситуации, даже несмотря на те финансовые вливания, которые были сделаны в последнее время, – говорит экономист. – Области уже как минимум дважды в этом году выделялись миллиардные кредиты, что не характерно для таких ситуаций, направлялись дотации на сбалансированность бюджета». По словам Владимира Климанова, ситуацию усугубляет большой объем обязательств, набранных областью в последние годы для больших инвестиционных проектов и «оказавшихся области не под силу», многонаселенность, не позволяющая сильно сократить расходную часть бюджета, уголовные скандалы («прежний министр финансов объявлен в розыск»). «Здесь все наложилось, поэтому искать правду очень сложно», – говорит директор института.

Но экономист уверен, что в интересах федеральных органов власти не допустить дефолта по обязательствам какого-либо региона, это чревато «трудно предсказуемой цепочкой последствий». «Например, невыполнение обязательств другими субъектами федерации. В 1998 году, когда произошел дефолт по федеральным обязательствам, то по краткосрочным обязательствам регионов тоже очень быстро прокатилась волна дефолтов. При этом некоторые главы регионов делали почти анекдотичные заявления о том, что условия реструктуризации по их обязательствам мягче, чем по федеральным. Они в открытой форме апеллировали к тому, что то, что можно федерации, то можно и регионам», -- напоминает он.

Полная версия