Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Рублю посоветовали расслабиться

России следует перестать сопротивляться ослаблению рубля и отменить экспортные пошлины на нефть, советуют экономисты ОЭСР. Они уверены: возможности для реализации правительственной Концепции-2020 больше нет.

В экономическом обзоре по России Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раскритиковала российскую денежную политику, образование и здравоохранение. Организация рекомендует России уменьшать участие государства в банковском секторе и в регулировании рынков, не препятствовать девальвации рубля, снизить импортные пошлины, отменить экспортные пошлины на нефть, увеличить внутренние цены на газ, а дефицит бюджета погашать за счет выпуска гособлигаций.

Советы Центробанку

В документе ОЭСР рекомендуется не противостоять «фундаментальным факторам, обусловливающим обесценение рубля», и «значительной консолидации» банковской системы, а государству советует уменьшить свое участие в собственности банков.

ОЭСРОрганизация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development) — международная экономическая организация

По мнению экономистов ОЭСР, Центробанку следует признать, что «реальный курс рубля в конце концов должен изменяться в соответствии со значительными изменениями в таких фундаментальных показателях, как цены на нефть». Отток капитала и истощение международных резервов России в результате пошагового расширения валютного коридора в ноябре 2008--январе 2009 года ОЭСР расценивает как свидетельство «слабости основ денежно-кредитной политики» России.

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев «полностью согласен» с необходимостью отпустить курс рубля в «свободное плавание», но с осторожностью относится к предложению о консолидации банковской системы. «Важно продумать, как будет осуществляться такая консолидация, -- говорит экономист. -- Если через обычные банкротства слабых банков, то это опасная мера, она может сопровождаться паникой на рынке банковских услуг и массовым оттоком клиентов».

ОЭСР приветствует намерение Центробанка перейти к режиму таргетирования инфляции, но настаивает на постепенности такого перехода. Таргетирование инфляции -- это принцип денежной политики, согласно которому всякий раз, когда инфляция превышает намеченный уровень, ставка рефинансирования должна быть поднята. Эффективность этого принципа не доказана. Многие экономисты выступают против таргетирования инфляции. Например, Нобелевский лауреат экономист Джозеф Стиглиц считает, что оно не сильно снижает инфляцию, но ослабляет экономику и приводит к росту безработицы.

«В наших условиях разговоры о таргетировании инфляции очень похожи на демагогию, -- говорит Владислав Иноземцев. -- Этот термин мне понятен, если речь идет о развитых рыночных экономиках Запада, но что имеется в виду под таргетированием инфляции, если эта инфляция процентов на 70 вызвана ростом тарифов естественных монополий? Как можно к паровозам применять термины, описывающие работу скоростных локомотивов?» 

Структурные реформы вместо Концепции-2020

Чрезмерная регуляция государством рынков товаров и услуг, по мнению экономистов ОЭСР, «препятствует конкуренции, инновациям и росту производительности», поэтому эту регуляцию следует ослабить. «Россия также выиграла бы от снижения барьеров для иностранных инвестиций, а также более низкого уровня и разброса импортных тарифов», -- добавляют авторы обзора.

По их мнению, кризис лишил возможности реализовать правительственную Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (Концепция-2020), поэтому важно перейти к «структурным реформам как в контексте антикризисных мер, так и вне его пределов». Среди таковых ОЭСР указывает на «необходимость значительного улучшения ситуации во многих областях». «Результаты в сфере образования» авторы доклада называют посредственными, а российскую систему здравоохранения – «неадекватной во многих отношениях».

Главной задачей экономических властей России авторы обзора считают меры, «максимизирующие немедленное воздействие на спрос». В качестве меры по увеличению расходов ОЭСР советует однократные «трансферты в пользу домохозяйств с низким уровнем дохода» и временные налоговые скидки, но не сокращение налогов в целом и не увеличение пособий и регулярных выплат, которые трудно потом отменить и которые «могут наносить ущерб долгосрочной устойчивости», подчеркивают авторы обзора.

ОЭСР предлагает увеличить внутренние цены на газ. «Некоторые значимые цены, в частности на природный газ, -- говорится в обзоре, -- остаются искаженными, в результате чего экономика приобретает более энергоемкий характер, чем следовало бы».

«Неожиданное возвращение к ситуации бюджетного дефицита должно быть использовано для выпуска большего количества внутренних государственных долговых обязательств», – говорится в докладе организации. По мнению экономистов, «это обеспечило бы банкам большее число бумаг для рефинансирования и способствовало установлению некоего ориентира для финансового сектора».

Экспорт нефти не должен облагаться налогом

ОЭСР заинтересована в покупке у России дешевой нефти, поэтому в условиях сокращения ее добычи советует российскому правительству усилить стимулы к разведке и разработке месторождений и снизить налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор. В этих целях экономисты организации предлагают полностью отменить налог на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в среднесрочной перспективе и возмещать экспортерам налог на добавленную стоимость. Потери бюджета от этого возмещения можно было бы частично возместить увеличением налога на собственность.

По мнению ОЭСР, рента от добычи полезных ископаемых в России «должна изыматься и в основном сберегаться государством». Среди экономистов не все разделяют эту точку зрения. Специалисты Института экономики Российской академии наук выступали за то, чтобы вместо накопления нефтегазовых доходов на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры вкладывать их в проекты, «которые бы позволили уменьшить зависимость от цен на энергоресурсы, диверсифицировать экспорт и экономику в целом», и тратить на повышение зарплат бюджетникам и пенсий.

Профессор экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев называет предлагаемые ОЭСР меры «забавными». «Отмена экспортных пошлин приведет к тому, что российский бюджет практически обнулится, -- удивляется ученый. -- А рекомендация Центробанку не вмешиваться в курсовую политику напоминает мне действия человека, который вместе с собакой привязывает к забору и ее хвост, чтобы он не мешал мухам кусать эту собаку», -- говорит экономист.

«Мы живем не только в глобальной экономике, но и в локальной, -- напоминает Виталий Тамбовцев. -- Предлагаемые меры не приведут к улучшению по Парето с точки зрения граждан нашей страны». Улучшение по Парето означает, что в результате принятых мер ничье благосостояние не ухудшилось, а у некоторых людей улучшилось.

Согласно опубликованному в конце июня прогнозу ОЭСР, спад ВВП в 2009 году в России составит 6,8% (по прогнозу банка ING – тоже 6,8%, по прогнозу UniCredit Bank – 7,4%), дефицит консолидированного бюджета – 6% ВВП (ING – 7,8%, UniCredit Bank – 7,6%), инфляция снизится до 8% (ING – 12,2%, UniCredit Bank – 9%), а сальдо торгового баланса – до 3,3% ВВП (ING – до 6,7%, UniCredit Bank – до 8,7%). В 2010 году ОЭСР ожидает роста ВВП в России на 3,7% (ING – на 1,1%, UniCredit Bank – на 0,8%), сокращения дефицита бюджета до 4% (ING – до 6%, UniCredit Bank – до 5,6%), инфляции – до 6,5% (ING – до 9,8%, UniCredit Bank – до 8,8%) и сальдо торгового баланса – до 2,9% (ING ждет увеличения сальдо до 10,6%, UniCredit Bank – до 9,7%).

Полная версия