«Финансовый хаос, повсеместный спад»
Основные мероприятия саммита G8 остались позади. Развивающиеся страны пообещали не проводить резкой девальвации валют, а «восьмерка» собирается снизить налоги для женщин.
«Главы стран G8 слишком часто собираются, чтобы их решения претворялись в жизнь, – говорит директор Центра экономических исследований Сергей Моисеев. – Помимо политических амбиций мало что связывает страны на этих саммитах».
Экология вместо экономики
Несмотря на заявление президента России Дмитрия Медведева о том, что центральной темой саммита должно было стать преодоление кризиса, главные решения, принятые на встрече, касаются охраны окружающей среды и проблем разоружения. «Никаких прорывов в экономике явно не достигнуто, ничего принципиального нового нет, – соглашается профессор Высшей школы экономики Александр Абрамов. – Позитивные нововведения касаются только экологии».
Экологические решения саммита будут иметь смысл, только если США не станут их саботировать, как это обычно бывает, говорит Сергей Моисеев. Но даже в таком случае экономическая выгода от внедрения менее экологически вредного оборудования может быть только долгосрочной. «Это всегда долгосрочный и дорогостоящий процесс, – говорит экономист. – Краткосрочную выгоду будут иметь только сами фирмы, производящие оборудование, отвечающее новым стандартам. В этих решениях я усматриваю лоббизм со стороны некоторых отраслей промышленности».
Заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев не согласен с коллегой. Он видит в экологических решениях встречи G8 экономический смысл. «В условиях кризиса важную роль приобретает поиск направлений, которые могли бы способствовать развитию бизнеса и одновременно были бы очень близки населению, – полагает эксперт. – Повышение экологичности производства – один из мощнейших стимулов для обеспечения экономической модернизации и внедрения инноваций. Его главное преимущество в том, что эти цели близки и понятны населению. Население, особенно в Европе, обычно чувствует себя бенефициаром от такого рода мер».
G8 признала финансовый хаос
Основные экономические решения были сформулированы в декларации, принятой главами государств-членов G8. В ней констатируется, что «мировая экономика испытывает сейчас сильнейшие экономические и финансовые потрясения, каких не было на протяжении десятилетий». Текущая ситуация в документе описывается как «финансовый хаос, повсеместный спад, активный отказ от рискованных операций, резкое сокращение международной торговли, а также растущая безработица и страдания людей». Но участники саммита видят и «признаки стабилизации», к которым относят «восстановление фондовых бирж, сокращение учетных ставок, укрепление доверия к бизнесу и потребителям».
Восстановление финансовой системы
Первоочередной задачей для устойчивого экономического подъема, по мнению участников встречи, является «восстановление финансового сектора, в том числе стабилизация финансовых рынков и нормализация банковской деятельности». В заявлении признается необходимость «решительно избавляться от «плохих» активов и рекапитализировать жизнеспособные финансовые учреждения».
В декларации признается, что меры по созданию стимулов для экономического роста и по восстановлению доверия путем поддержки финансовых систем в краткосрочном плане негативно отражаются на государственных финансах и что экономическая ситуация остается неопределенной и финансово-экономическая стабильность по-прежнему подвержена значительному риску. В связи с этим G8 считает нужным свертывание чрезвычайных антикризисных мер, но только после того, как будет обеспечен экономический подъем. Против продолжения масштабной подпитки национальных экономик госинвестициями выступали президенты Франции и России Николя Саркози и Дмитрий Медведев, канцлер Германии Ангела Меркель. Сторонники госвливаний -- президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
«Декларации действенны тогда, когда в них определены четкие временные рамки», – говорит доцент Российской экономической академии имени Плеханова Денис Домащенко. Большинство тезисов декларации, посвященных восстановлению и реформированию финансовой системы, он называет обтекаемыми и неконкретными. «Каких-то экстраординарных шагов не чувствуется, – сетует он. – Даже предложение усилить регулирование хедж-фондов и надзор за ними – просто слова. Их очень сложно будет подвести под формат регулирования».
Наиболее значимым из тезисов о финансовой системе экономист считает заявление о завершении к январю 2011 года пересмотра квот Международного валютного фонда (доля участия государства в капитале фонда). «Это уже большой шаг к концу доминирования США в международной финансовой системе», – делает вывод он.
Борьба с коррупцией
«Группа восьми» также заявила о наращивании усилий по борьбе с коррупцией, отдельно подчеркнув необходимость сокращения ее масштабов в добывающем секторе. Ведущий научный сотрудник научного центра Академии управления МВД России Юрий Латов считает это добавление особенно выгодным для России, «поскольку российская экономика в значительной степени базируется на добывающих отраслях и ориентирована на экспорт полезных ископаемых». «Для увеличения доходности фирмам, работающим в добывающих отраслях, проще не увеличивать производительность труда, а искать возможности для льготного налогообложения и льготного таможенного режима, – говорит он. – Из-за этого в добывающей промышленности особенно высокая коррупция».
Налоговые льготы по половому признаку
В заявлении глав стран G8 также говорится, что «политика в социальной сфере и в сфере занятости один из основополагающих элементов новой глобальной структуры». Главы стран G8 признали необходимость предоставления налоговых скидок на низкий доход отдельным лицам, «принимая во внимание гендерные аспекты». «Очевидно, имеется в виду, что женщины с низким доходом должны облагаться меньшими налогами, чем мужчины», – поясняет профессор кафедры экономики труда и занятости Российской экономической академии имени Плеханова Лариса Карташова. Она считает, что это предложение нужно поддержать, и сомневается, что в России оно может встретить какое-либо сопротивление со стороны мужчин. «Лучшей материальной помощью женщинам у нас было бы поднятие их пенсионного возраста на пять лет, до уровня мужчин, – считает экономист. – Но и налоговые льготы были бы хорошей поддержкой».
Помощь развивающимся странам
Одной из важнейших тем саммита стало оказание финансовой помощи развивающимся странам. «Экономический спад привел к значительному сокращению объемов экспортных поступлений, потоков частного капитала и денежных переводов в развивающиеся страны, – говорится в заявлении глав государств «группы восьми». – Уменьшение государственных доходов и снижение степени доступности внешнего финансирования также вынудили правительства многих развивающихся стран рассмотреть возможность сокращения объема инвестиций и расходов на сети социального обеспечения». Среди прочих мер участники саммита пообещали рассмотреть вопрос о «необходимости пересмотра приоритетов страновых программ помощи в свете нынешнего кризиса».
«Я не думаю, что речь идет о перераспределении финансовых потоков, – говорит профессор Высшей школы экономики Александр Абрамов. – Мне кажется, имеются в виду приоритеты среди условий предоставления помощи. Теперь она будет предоставляться на более жестких условиях, чем раньше, реципиенты же в основном останутся прежними: страны Африки, Восточной Европы, Украина».
В четверг в ходе обсуждений с главами пяти важнейших стран с переходной экономикой лидеры G8 договорились также воздержаться от резкой девальвации валют.