Кредиторы GM сядут в «Ниву»
Российские активы General Motors -- завод в Петербурге, СП с «Автотором» и «АвтоВАЗом» -- могут достаться кредиторам американской корпорации. В случае банкротства GM на действия с ними будет введен мораторий.
В случае банкротства американского автомобилестроительного концерн General Motors российские активы GM будут включены в конкурсную массу и поделены между кредиторами. Всего в России у компании три актива. В 2002 году GM совместно с «АвтоВАЗом» открыла первое в России совместное автопредприятие. – «GM-АвтоВАЗ», выпускающее джипы марки Niva Chevrolet. В 2004 году американский концерн совместно с «Автотором» запустил в Калининграде производство автомобилей Hummer, Cadillac CTS, STS, SRX, а также две модели Chevrolet: Epica и Lacetti. В начале ноября 2008 года компания General Motors, несмотря на разгар кризиса, открыла в Санкт-Петербурге завод для производства автомобилей марки Chevrolet Captiva и Opel Antara мощностью 70 тыс. автомобилей в год.
В среду автоконцерн General Motors признал, что ему не удалось реализовать план реструктуризации, предусматривавший обмен долговых облигаций объемом $27 млрд на 10% акций реструктуризированной компании: держатели облигаций не поверили в перспективы GM. Теперь руководству корпорации придется до 1 июня найти другой вариант решения проблемы, вероятность банкротства очень высока.
Убытки автоконцерна в 2008 году составили $30,9 млрд. В декабре 2008 года администрация Джорджа Буша предоставила General Motors кредит на сумму $9,4 млрд. К настоящему времени общая сумма госсубсидий составила $19,4 млрд.
В марте в рамках программы реструктуризации GM объявила о начале массовых сокращений. В общей сложности до конца 2009 года компания пообещала уволить 47 тыс. человек, из которых 3,4 тыс. работают на предприятиях в США. После этого по просьбе американского президента Барака Обамы генеральный директор General Motors Рик Вагонер ушел в отставку. Сам Обама в качестве одного из вариантов выхода из кризиса для GM предложил банкротство. В ответ на угрозы правительства ускорить начало процедуры банкротства корпорация объявила о плане по сокращению расходов, предусматривающем уменьшение количества заводов, расположенных в США, с 47 до 34, сокращение дилерской сети с 6246 точек до 3605 точек и уменьшение количества рабочих с почасовой оплатой на 21 тыс., до 40 тыс. человек.
Кризис коснулся и российских предприятий. В феврале «GM-АвтоВАЗ» сообщила, что сократит около 400 сотрудников. С 8 июня петербургский завод GM останавливается на 20 дней с формулировкой «в связи с подготовкой производства нового седана С-класса Chevrolet Cruze».
Будущее российских активов американской корпорации в случае ее банкротства в департаменте корпоративных коммуникаций «Джи Эм Россия» комментировать отказались. По мнению заместителя директора отраслевого аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, «банкротство General Motors, безусловно, отразится на финансовом состоянии российских автопроизводителей, но производство ими автомобилей вряд ли будет законсервировано, машины будут собираться».
Юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters Владимир Пестриков допускает, что если «АвтоВАЗ» захочет выкупить у GM его долю в совместном предприятии и найдет средства для этого, то компания может это сделать до начала процедуры банкротства. «Но если цена покупки окажется заведомо ниже рыночной, то впоследствии такая сделка может быть оспорена кредиторами GM, если они посчитают, что их права нарушены такой сделкой», – предупреждает юрист.
Если ни «АвтоВАЗ», ни GM такой возможностью не заинтересуются, то доля GM в «GM-АвтоВАЗ» будет включена в конкурсную массу, которая будет поделена между кредиторами GM. «Пока нельзя сказать, кому могут отойти российские активы, – говорит Владимир Пестриков. – Место претендентов на активы в очереди будет определяться их размерами и приоритетностью их требований». Доли российских компаний в совместных активах корпорации сохранятся за ними, добавляет эксперт.
Но юрист не исключает другой вариант. «С началом процедуры банкротства будет введен мораторий на распоряжение всем имуществом GM в различных странах, – рассказывает он. – Во время него компания получит передышку, возможность аккумулировать денежные средства и рассчитаться с кредиторами».
Старший аналитик Института финансовых исследований Кирилл Лебедев спокоен за будущее российских активов GM. «Вероятность банкротства GM высока, но оно некритично для отечественного автопрома», – говорит эксперт.
«Отечественному автопрому «Автотор» неинтересен, – рассказывает аналитик. – Завод занимается крупноузловой сборкой, то есть не способствует ни развитию отечественных технологий, ни производству отечественных автокомплектующих».
По его мнению, заводу GM в Санкт-Петербурге, на котором работают около 1 тыс. человек, «быстро найдут применение, так как желающих обладать им много». Эксперт считает, что санкт-петербургский завод «можно легко переоборудовать, например, под производство комплектующих».
«Гораздо интереснее, что произойдет с совместным предприятием GM и «АвтоВАЗа» – «GM-АвтоВАЗ», – отмечает Кирилл Лебедев. «Мне кажется, «АвтоВАЗу» GM не нужен, – признается аналитик. – Сотрудничество двух компаний продолжается давно, и «АвтоВАЗ» вполне способен теперь самостоятельно выпускать «Шевроле Ниву», может быть, под другим названием».