Евсей Гурвич: роль Центробанка в кризисе
Выделенных государством денег может не хватить на борьбу с последствиями кризиса, предупреждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. А одна из причин перегрева экономики России -- политика Центробанка.
Запланированных для поддержки банковской системы средств окажется достаточно, только если проблемы с плохими долгами не выйдут на критический уровень. Но вероятность критического сценария существует, хотя официальные оценки пока этого не отражают.
«Оценки и прогнозы здесь очень различаются. Правительство и Центральный банк говорят, что проблемы будут не очень большие и в этом случае их (средств. -- Infox.ru) будет достаточно. Но, скажем, рейтинговое агентство Standard & Poor`s прогнозирует очень серьезное увеличение плохих активов банков к концу года -- до 50%», -- напоминает экономист. В этом случае предусмотренных на антикризисные меры денег может не хватить. «Дополнительные средства, которые потребуются для разрешения проблемы, могут оказаться очень большими -- в зависимости от масштабов кризиса. История показывает, что серьезные банковские кризисы достаточно дорого стоят», -- предупреждает Евсей Гурвич.
Осенью 2008 году на докапитализацию банковской системы государство выделило 950 млрд руб. По оценке Центробанка в 2009 году при уровне проблемных долгов российских банков в 10-12% им потребуются дополнительные вливания средств на сумму более 500 млрд руб.
Пускать деньги в реальный сектор в обход банковской системы нельзя, уверен экономист: «Я думаю, что банковская система -- это фундамент, при банковском кризисе пострадают все: и предприятия, и население, поэтому у правительства просто нет выбора. Если проблемы будут нарастать, то ему придется заняться очень серьезно разрешением банковского кризиса».
Роль ЦБ в кризисе
Одна из причин перегрева российской экономики состояла в том, что Центральный банк проводил политику достаточно жесткого управления обменным курсом, говорит Евсей Гурвич, и это привело к тому, что внутренние процентные ставки в России были почти равны ставкам на мировых финансовых рынках при более высокой инфляции. «То есть реальные процентные ставки были отрицательные. Это неизбежно вело к перегреву экономики и быстрому наращиванию внешних заимствований. В принципе Центробанк должен изменить эту практику, и тогда не потребуется налагать ограничения, а проблема будет решаться рыночными методами», -- замечает экономист.
Нефтяной курс
Курс рубля в первую очередь зависит от цен на нефть. Во вторую очередь -- от потоков капитала. «У нас сейчас обозначилась тенденция к росту цен на нефть. Отток капитала пока что выглядит не таким большим, как предполагалось. Это дает основания ожидать, что рубль не будет сильно ослабляться до конца года. Он, может быть, останется примерно таким же», -- думает глава ЭЭГ.