Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Цены не выдержали кризиса

Стремительное падение спроса в апреле заставило заводы снова снижать цены, заметили экономисты Института экономики переходного периода. Кризис разрушил планы компаний, решивших держать цены на февральском уровне.

«Наиболее существенное снижение отпускных цен произошло в черной металлургии, стройиндустрии, машиностроении и пищевой отрасли», – отмечается в исследовании Института экономики переходного периода (ИЭПП).

Экономисты увидели, что удовлетворенность спросом в российской промышленности упала в апреле 2009 года до худших с марта 1999 года значений. Особенно сильно чувствуется неудовлетворенность продажами среди менеджеров металлургической, пищевой и машиностроительной отраслей. Единственной отраслью промышленности, на продукцию которой в апреле прекратилось снижение спроса, стала химия. «В других секторах сокращение продаж продолжается, наиболее интенсивно – в стройиндустрии, пищевой и машиностроительной отраслях», – уточняется в отчете ИЭПП.

«С января продажи промышленной продукции снижаются с постоянной скоростью, несмотря на призывы и действия властей по стимулированию спроса», – отмечает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло.

Надежды не оправдались

Уже в феврале большинство промышленных предприятий перестали снижать цены, несмотря на низкий спрос и снижение стоимости сырья, и намеревались перейти к их повышению. Исключением были лишь лесная промышленность и стройиндустрия.

Производители рассчитывали на спрос и кредиты, а также на дальнейшее ослабление рубля и увеличение тарифов естественных монополий.

Предприятия ждали относительно скорого роста спроса на свою продукцию, увеличили ее выпуск, но их ожидания не оправдались. «После двух месяцев надежд на увеличение цен предприятия вынуждены вновь планировать их снижение или менее быстрый рост», – уточняет экономист.

Причины снижения цен

По мнению начальника аналитического отдела ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, развороту тренда роста цен производителей способствовали два фактора: падение потребительского спроса и исчерпание эффекта девальвации рубля.

С ним соглашается главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. «Безработица растет, поэтому все меньше людей планируют покупки, в особенности дорогостоящих товаров, что в конце марта – начале апреля привело к замедлению потребительской инфляции», – объясняет экономист.

Эффект завершившейся в конце января девальвации рубля уже исчерпал себя, рубль стал укрепляться, что тоже позволяет производителям несколько снизить цены, особенно на товары с иностранными комплектующими, добавляет Владимир Тихомиров.

Начальник аналитического управления ИК «Атон» Вячеслав Буньков причину снижения цен производителей в апреле видит в том, что после многомесячного падения спроса и цен в феврале-марте произошел «небольшой отскок». «И производители стали надеяться, что кризис не такой страшный и дно позади, но в апреле они не получили макроэкономических подтверждений своему оптимизму», – полагает эксперт.

Среди факторов, мешающих развитию предприятий, именно низкий спрос называется ими чаще всего (67% предприятий против 30% в апреле 2008 года). Среди других помех упоминаются «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив» (45%), «нехватка оборотных средств» (44%), «низкий экспортный спрос» (42%), неплатежи потребителей (38%), конкурентный импорт (15%) и нехватка оборудования и кадров (13%).

«АвтоВАЗ» противоречит законам экономики

«У «АвтоВАЗа» произошло колоссальное падение спроса, но цены он не снижает, – напоминает Вячеслав Буньков. – Видимо, у компании такая политика. Но если ситуация в ближайшее время не пойдет на поправку, «АвтоВАЗ» тоже будет вынужден снизить цены».

«В условиях правильной экономики падение спроса на определенный товар приводит к снижению его цены. У нас такое пока не наблюдается», – сетует аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак и напоминает, что Минпромторг прогнозирует увеличение цен на продукцию «АвтоВАЗа» в 2009 году на 28,2%.

«Возобновление роста цен возможно только за счет дальнейшей девальвации рубля, – полагает Дмитрий Парфенов. – С точки зрения спроса поддержки ценам в ближайшее время не будет. Скорее наоборот, цены будут снижаться». Эксперт уверен, что даже доступность кредитов не приведет к моментальному росту цен. «Сейчас для предприятий главное – загрузить производство, чтобы снизить социальную напряженность, хотя вначале они будут едва выходить в ноль», – говорит аналитик.

Полная версия