РЖД сливает региональные железные дороги. По данным Infox.ru, первое макрорегиональное объединение создается в Сибири. Затем будут объединяться другие филиалы РЖД по всей стране. Представители монополии утверждают, что это предусмотрено программой структурной реформы, принятой еще до кризиса. Эксперты уверены, что за счет сокращения филиалов, сильно пострадавших из-за спада грузоперевозок, РЖД сокращает расходы.
По словам источника Infox.ru в РЖД, первыми могут объединиться Западно-Сибирская, Красноярская и Восточно-Сибирская железные дороги с центрами в Новосибирске, Красноярске и Иркутске соответственно.
В пресс-службе Красноярской железной дороги подтвердили, что такая возможность обсуждается. «Но когда будет принято соответствующее решение и где будет центр объединенного филиала, нам пока не сообщали», – добавил представитель пресс-службы. Источник Infox.ru утверждает, что центр сибирских железных дорог будет в Иркутске.
Начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев уверяет, что объединение филиалов не вызвано кризисом, а предусмотрено программой структурной реформы РЖД, которая «является документом для служебного пользования». «Превращение РЖД в холдинг, на которое и нацелена программа, предусматривает объединение региональных филиалов», – подтверждает Дмитрий Перцев.
«Сейчас происходит апробация некоторых нововведений на Красноярской железной дороге, на Октябрьской», – рассказывает он. Удачную модель реструктуризации управления могут распространить и на другие филиалы РЖД в стране. Программа предусматривает завершение структурной реформы в 2010 году, а реализация структурной реформы «идет по графику», поэтому об окончательном объединении говорить рано, отмечает Дмитрий Перцев.
Начальник отраслевого аналитического отдела агентства InfoLine Михаил Бурмистров предупреждает, что «интеграция филиалов -- болезненный процесс, и когда кризис сопровождают еще и организационные перестройки, это редко приводит к позитивным результатам». Но эксперт отмечает, что вопрос укрупнения филиалов назревал давно, и в целом относится к нему положительно. «Казахстан, например, давно объединил три свои дороги в одну», -- напоминает он.
Михаил Бурмистров замечает: «Где будут центры этих структур, не в последнюю очередь зависит от закулисных игр и лоббистских возможностей руководителей этих филиалов».
Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин полагает, что «за счет объединения филиалов РЖД сможет резко сократить штат сотрудников на местах». Монополия вынуждена экономить из-за падения объемов грузоперевозок. «Кроме того, на 2009 год было решено сдерживать рост тарифов на железнодорожные перевозки, из-за чего РЖД лишается значительной части доходов», – добавляет аналитик.
В апреле официальные представители РЖД заявляли, что в 2009 году монополия планирует получить 49,7 млрд руб. чистого убытка против 13,4 млрд руб. прибыли в 2008 году и сократить 53,7 тыс. работников за счет выхода сотрудников на пенсию, увольнений по собственному желанию и сокращения вакансий. Пассажирооборот компании снизится по итогам года на 8,5% вместо планируемого в начале года роста на 1%. Но пассажирские перевозки всегда были убыточны для РЖД, поэтому это не главная причина оптимизации расходов, говорит Михаил Лямин.
Аналитик ИК «Проспект» Ольга Тычкова подчеркивает: «Объединить филиалы было бы логично. Во-первых, по отдельности они тратят больше денег, а во-вторых, легче установить жесткий контроль над одним филиалом, чем над тремя».
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Кирилл Казанли напоминает, что вместо планируемого повышения тарифов в 2009 году как минимум на 14% РЖД может рассчитывать на повышение лишь на 7,5-8%. «Проблема РЖД в низкой эффективности. Около 60 процентов расходов РЖД -- фиксированные и не зависят от объема грузоперевозок. Поэтому компания может сократить расходы, сократив время простоя составов, упростив процедуры заключения соглашений с грузоотправителями, улучшив логистику, и с помощью других способов повышения эффективности».
РЖД уже приступило к резкому сокращению. Дочерняя компания РЖД ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» уволила почти всех работающих пенсионеров, а около половины остальных сотрудников перевела на сокращенный рабочий день или отправила в принудительные отпуска, рассказал Infox.ru сотрудник института.
Но и этих антикризисных мер монополии может быть недостаточно, и государство уже пообещало выделить РЖД 100 млрд руб.