Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Кошмар бизнеса сократился на 19%

Количество судебных исков к московским компаниям со стороны налоговиков сократилось почти на 20%. Призыв «перестать кошмарить бизнес» работает, но только в Москве, отмечают предприниматели.

С начала года в Арбитражный суд Москвы от Федеральной налоговой службы (ФНС) России было подано 293 иска, а за тот же период 2008 года – 362 иска. Снижение числа исков на 19,06% демонстрирует, что чиновники прислушались к требованию президента «перестать кошмарить бизнес», говорят эксперты.

Высокопоставленные чиновники неоднократно призывали менее высокопоставленных чиновников снизить административное давление на бизнес. Впервые выражение «кошмарить бизнес» употребил бывший президент России Владимир Путин. Словосочетание прижилось, и затем его неоднократно использовал его преемник Дмитрий Медведев. В первый раз он заявил о необходимости «перестать кошмарить бизнес» 31 июля 2008 года. О том, что бюрократия продолжает «периодически кошмарить бизнес», он повторил в своем обращении к Федеральному собранию 5 ноября.

11 декабря 2008 года руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин предложил проводить внеплановые проверки предприятий только с санкции прокурора. В среду, 25 марта, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что во многих регионах страны «чиновники всех рангов кошмарят бизнес, строят барьеры для его развития», и призвал «положить конец» этому.

Руководитель клиентского отдела юридической фирмы «Форпост» Антон Чирков рассказал, что с началом кризиса число обращений в фирму увеличилось. «Но компании стали чаще судиться друг с другом, суды завалены делами», – рассказывает он. Снижение исков со стороны ФНС он объясняет тем, что «сверху налоговикам, вероятно, поступила просьба не слишком давить на предпринимателей».

Сопредседатель «Клуба 2015» Николай Коварский считает, что три неполных месяца слишком маленький срок, чтобы понять, является ли снижение числа налоговых претензий тенденцией. «Если эта статистика подтвердится по итогам года, то можно будет точно сказать, что бизнес кошмарить стали меньше», – говорит бизнесмен. Сам он надеется на это, но «значительных улучшений пока не заметил».

Член экономической экспертной группы Александра Суслина удивлена уменьшением числа исков от ФНС. «Насколько мне известно, налоговые проверки, наоборот, участились. Сейчас налоговики более критично и внимательно подходят к предприятиям, стараются собрать больше денег», – говорит она.

Председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Антон Данилов-Данильян напоминает, что в конце 2008 года были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ограничивают возможности проведения проверок предприятий налоговыми органами и предоставляют компаниям отсрочки по выплате налогов в течение квартала. «Эти уточнения были приняты в том числе благодаря требованию президента «не кошмарить бизнес», – говорит эксперт.

При этом не все чиновники позитивно восприняли призыв главы государства. Особенное сопротивление он вызвал в самой ФНС. 12 декабря 2008 года глава управления службы по Москве Надежда Синикова заявила, что некоторые предприниматели поняли призыв президента как свою «неприкосновенность и вседозволенность» и стали существовать «как прилипалы вокруг холдингов», цитирует чиновника РИА «Новости».

26 февраля министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что новое налоговое законодательство, уменьшающее возможности налоговых проверок, может быть уточнено.

Антон Данилов-Данильян отмечает, что «если выехать за пределы Москвы, то ситуация с налоговыми проверками даже после смягчения законодательства не улучшилась». «Там как приходили с проверками, так и сейчас приходят, как не хотели слышать о реструктуризации долгов, так и сейчас не хотят, – рассказывает он. – После одной комиссии приезжает другая, вышестоящая, под предлогом проверки деятельности нижестоящей. Но предприятию-то от этого не легче». Николай Коварский подтверждает, что активность налоговых органов не спадает. «План по налогам не выполняется, налоговики бегают -- собирают», – говорит он.

«Если налоговики отменят пени и штрафы, особенно давние, которые уже невозможно собрать, это будет реальной помощью бизнесу», – замечает Антон Данилов-Данильян.

Полная версия