Четыре правила штаб-квартиры
Российские компании, охотно перенимая европейский опыт, осваивают новые современные подходы при создании собственных штаб-квартир. Все опрошенные Infox.ru специалисты убеждены: наиболее успешные проекты офисов следуют четырем основным принципам: правильный выбор месторасположения штаб-квартиры, удобное и эффективное рабочее пространство, экологичность и ресурсосберегающие возможности, а также уникальное архитектурное решение самого офисного здания.
Подальше от центра
«В России большинство компаний в крупных городах стремятся разместить свои офисы поближе к центру, — поясняет Infox.ru директор департамента проектного брокериджа, консалтинга и оценки Praedium Oncor International Дмитрий Волков. — Тогда как западные корпорации уже давно предпочитают селиться на окраинах мегаполисов либо вовсе в регионах». Эта тенденция становится преобладающей, когда стоимость земли под застройку и затраты на создание инфраструктуры в городе достигают своего пика и инвестирование в такие объекты неоправданно дорожает.
Бегство бизнеса из центра города на периферию объясняетсяи обострением транспортного вопроса. Большинство крупных городов мира — и Россия не исключение — строились без учета растущего трафика. Поэтому размещение на периферии городов позволяет компаниям минимизировать потери времени из-за пробок на дорогах и дефицита парковочных мест. «На периферии больше возможностей создать комфортные условия для работы: близость к аэропортам и транспортным узлам и достаточно места для парковок», — резюмирует Волков.
«Еще одна тенденция, которую я заметил в Европе, — это стремление крупных корпораций располагать свои штаб-квартиры вблизи производственных мощностей», — продолжает эксперт. Например, в Австрии один из крупнейших производителей мебели перенес свою штаб-квартиру в район расположения завода, где собирается его продукция. «Топ-менеджерам легче руководить таким производством, плюс ко всему там очень красивая природа».
О перемещении своего бизнеса из Москвы в другие города подумывают многие, но решаются лишиться столичного статуса далеко не все. Чаще всего на этот шаг отваживаются производственные компании, которым удобнее и дешевле разместить перерабатывающие мощности в области. Сначала строится завод, а уж потом к нему подтягивается и головной офис. Так в свое время поступили Mars и «Хохланд Руссланд». Для транспортников перемещение за пределы Москвы также кажется оправданным. «Аэрофлот» недавно построил новый офисный комплекс — в деревне Мелькисарово. Но, пожалуй, самый заметный пример последних лет — компания «Газпром нефть», решившая перенести свою штаб-квартиру в Санкт-Петербург. Будущий офисный центр компании в районе Лахты (на границе городской застройки в прибрежной зоне Финского залива) разместится внутри нового общественно-делового района. Здесь будут не только офисы, но и большой спорткомплекс, детский технопарк, магазины, рестораны, кафе и т. д. Для России такие районы в новинку, а на Западе — общий тренд. Практика создания кварталов из одних офисов постепенно уходит в прошлое: признано, что такая планировка территории теряет свою популярность из-за того, что после окончания рабочего дня район превращается в безлюдную пустыню. Сегодняшняя перестройка деловых сити в Париже и Лондоне идет по пути синтеза офисов с рекреационными зонами и даже строительства жилья, где могут селиться офисные служащие, которые не хотят становиться заложниками сложной транспортной ситуации.
«Проект района “Лахта центр” обещает стать пилотной моделью комплексного городского кластера, распространение которой поможет решению транспортных проблем, повышению качества жизни и даже улучшению экологической ситуации в Северной столице», — заявил Infox.ru главный архитектор проекта Тони Кеттл из британского бюро RMJM.
Офис по фэн-шуй
Что касается проектирования рабочего пространства офисов, то самая распространенная модель на сегодня — это open space («открытое пространство»). Правда, по мнению большинства специалистов, размещение сотрудников в открытых пространствах хоть и дает хороший экономический эффект, но еще не гарантирует эффективности бизнес-процессов.
Чтобы обеспечить эффективность работы своих организаций, руководство часто делает ставку на IT-технологии. Софтверные и IT-компании уловили тренд и теперь активно формируют целые направления, специализирующиеся на услугах по оснащению офисов техническими новинками, призванными сделать взаимодействие между сотрудниками более быстрым и четким.
Однако, по словам Анны Черкасовой из российского представительства австрийской Bene, специализирующейся на офисной мебели, один из важнейших компонентов рабочего пространства, о котором забывают многие компании, — это рекреационные зоны, где работники могут передохнуть и неформально пообщаться во время перерыва. Уже доказано, что эффективность работы сотрудника в офисе падает на треть, в случае если там отсутствуют зоны для неформального общения. Особенно, по ее словам, это правило касается крупных компаний с большим числом работников. «Офис — город, в котором есть свои улицы, перекрестки и кафе», — объясняет философию «правильного офиса» Анна.
В офисах успешных западных компаний, по словам Дмитрия Волкова, в последнее время принято уделять внимание разным мелочам, которые, на первый взгляд, трудно объяснить только заботой об эффективности. «Например, в офисе одной европейской компании среди красивого и приятного взгляду дизайна я заметил уродливую стену. Оказывается, по фэн-шую подобные вещи оттягивают на себя негатив», — рассказывает специалист. По его словам, точно не доказано, влияют или нет такие приемы на работу сотрудников, «но в любом случае это забота о людях. Если она есть, то сотрудники отплатят более ответственным подходом к своей работе», — полагает Волков.
Однако помимо дизайнерских решений не следует забывать также и об экологическом обеспечении офиса, без которого люди там просто не смогут работать. «Самое важное и сложное при проектировании офисного пространства — это эффективная система климат-контроля», — полагает архитектор Владимир Плоткин.
Высоко и красиво
Для крупного бизнеса не менее важно размещение в современном здании с уникальным архитектурным решением.
По наблюдению специалистов, компании, решившие обзавестись собственной штаб-квартирой, как правило предпочитают офисные здания класса А/В+ высотой более 10 этажей.
Высотные здания, в которых размещаются ведущие штаб-квартиры мира, становятся примечательной частью городского ландшафта. Сами жители признаются, что уже не могут себе представить Барселону без Torre Agbar, Лондон — без Swiss Re («Огурец»), Франкфурт-на-Майне — без высотки Commerzbank. Компании не только работают в городах и становятся создателями новой городской среды, но и вносят свой вклад в оформление их неповторимого облика. Архитектор нашего отечественного «Лахта центра», Тони Кеттл убежден в том, что, когда башня будет построена, она рано или поздно станет достопримечательностью Северной столицы. «Башня будет выглядеть как еще один шпиль на горизонте, изящно смотреться на фоне неба», — обещает он. По данным РОМИР, с ним согласны 68 % питерцев, которые считают, что со временем «долгожданное» принятие горожанами шедевра все-таки произойдет. Что же, поживем — увидим.
Обзавестись собственной штаб-квартирой мечтают многие, но позволить себе офис уровня Swiss Re в России пока могут только крупнейшие компании.
«Инвестировать в проектирование и строительство бизнес-центра, учитывающего специфику деятельности компании, её нужды и требования, могут себе позволить только единицы. В основном это предприятия с государственным капиталом. В то же время в развитых странах возведение уникального офисного здания, отражающего дух и идеологию компании и подтверждающего статус бизнеса, достигшего определенных высот, является обычной практикой», — считает Олег Громков, руководитель отдела исследований рынка недвижимости международной консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg.
Собственные штаб-квартиры в Питере строят не только компании энергетического сектора («Транснефть», «Газпром нефть»), но и, что вполне ожидаемо, банки. Главным событием на рынке офисной недвижимости этого года в Питере стало окончание строительства на Охте бизнес-центра «Санкт-Петербург Плаза», в центральном здании которого расположилась штаб-квартира ОАО «Банк “Санкт-Петербург”». Архитектурное решение здания, выполненное «Евгений Герасимов и партнеры» совместно с бюро Сергея Чобана, отвечает вкусам далеко не всех петербуржцев и уже любовно прозвано в народе «сапогом». Да и возможно ли это — нравиться всем? Хотя, кто знает, вдруг прозвища, которые дают новым зданиям горожане, это и есть долгожданное признание, о котором мечтают все архитекторы мира.