Минтранс снимет ограничения на часть направлений массового туризма
Чартерных рейсов небольших авиакомпаний, которые сбивают цены, опять недостаточно. Эксперты дают сдержанные оценки: лучше, чем в прошлом году, но хуже, чем могло бы быть. В Общественной палате обсудили, каким станет наступающий туристический сезон.
Еще пару недель – и россияне массово полетят в теплые страны: начинается сезон отпусков. К этому ответственному и самому прибыльному периоду туроператоры и авиаперевозчики начали готовиться еще за полгода, но беспроблемного прохождения пика потребительского спроса не стоит ожидать и в этом году. Мучений вроде прошлогодних не планируется, но и решить все вопросы тоже не удалось. Дорогие билеты, многочасовые задержки рейсов, перенос вылетов из одного аэропорта в другой – всего этого, похоже, избежать не удастся. Эксперты связывают неблагоприятную ситуацию на рынке авиаперевозок с искусственно созданными административными барьерами и ограничением свободной конкуренции.
На первый взгляд, выход на поверхности – допустить к чартерным перевозкам как можно больше компаний. Но федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдает допуск лимитировано. Официально критериями для решения дать или не дать разрешение на чартер считаются наличие и состояние авиапарка у компании, возможности аэропорта, анализ пассажиропотока на запрашиваемом направлении. Реально объективность существующей системы вызывает сомнения. «Схема не прозрачна. На наш взгляд, тут есть почва для коррупции», -- считает сопредседатель «Клуба защиты прав туриста» Роман Бобылев.
Оснований делать такие заявления у него хватает. В этом году в очередной раз допуск не получил ряд компаний, формально удовлетворяющих всем требованиям. «Тяжеловесы» вроде Аэрофлота возражают – надо было подсуетиться раньше и подать заявки еще в феврале. «Отказники (в основном, небольшие региональные компании) кивают на туроператоров – это они долго запрягают и дают прогнозы на туристов уже под самое начало сезона.
Теоретически шанс у тех, кому отказали, еще остается – комиссия по выдаче допусков собирается ежемесячно. В Росавиации есть мысль все-таки дать им возможность совершать чартерные рейсы, но не с перегруженных столичных авиаузлов, а из своих аэропортов. Тогда, к примеру, для того, чтобы из Екатеринбурга попасть в Бангкок, не придется лететь в Москву.
Другой вариант – ночные слоты. Кстати, Росавиация во вторник определила, что перенесет на ночное время 15% чартеров. Какие именно - еще надо определить. Впрочем, для некоторых направлений это даже удобнее. Скажем, самый популярный рейс в Турцию – утренний пятичасовой. Но есть аэропорты, не принимающие самолеты ночью (например, в Греции).
У «регионалов» есть свои плюсы и минусы. Они проигрывают по части оперативности в форс-мажорных условиях. Если вышел из строя один борт, то, чтобы подогнать резервный из ангара, расположенного за три тысячи километров, потребуется часа три, еще пару -- на подготовку к полету. В итоге пассажир проводит в ожидании пять-шесть часов. Столичным в этом смысле проще – задержка максимум час-полтора. Но «провинциалы» берут ценой. Клиент зачастую готов рискнуть временем (поломка накануне вылета – ситуация относительно редкая), но сэкономить на билете. И это серьезное конкурентное преимущество. Конечно, в том случае, если небольшой компании все-таки удается пробиться на рынок. «Пока регулятором будет оставаться Росавиация с ее непрозрачной системой, цены на авиабилеты не подешевеют, а пассажиры так и будут по 6-8 часов сидеть и ждать замены отмененного или перенесенного рейса. Выход только в развитии конкуренции», -- резюмирует Бобылев.
Руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин настроен более оптимистично. Регулятор все равно нужен, но принципы его работы действительно следует сместить в сторону рынка. Некоторые подвижки уже есть. Самый показательный пример – болгарские курорты Бургас и Варна. В феврале на эти направления было дополнительно допущено шесть авиакомпаний. Итого их стало семь вместо одного прошлогоднего. Результат – цены упали почти на 20%. Минтранс готов полностью открыть Болгарию и Тунис для российских перевозчиков. Осталось получить согласие зарубежных контрагентов.
Буквально во вторник стало известно, что сняты ограничения с полетов в Грецию. Хорошие новости про Италию. Рейсы в Милан и Рим до недавнего времени были поделены между двумя авиакомпаниями – это так называемые «назначенные перевозчики» (выполняющие регулярные круглогодичные перелеты по определенному направлению), по одному от России и Италии. Италия ввела второго, скоро это сделает и Россия.
Этот прецедент доказывает, что вопрос с назначенными перевозчиками не такой уж «мертвый», как это принято считать. Он действительно завязан на международные соглашения, большинство из которых не пересматривались со времен Советского Союза. Но их можно и нужно менять. Причем, в двух направлениях: в одних случаях -- расширять список назначенных, в других – снимать ограничения на чартеры.
С одной стороны, компании, берущие на себя регулярные рейсы, нуждаются в защите – они перевозят людей не только в «высокий сезон», но и тогда, когда летать невыгодно, в то время как чартеры «снимают сливки». Но ограничения оправданы не везде и не всегда. Ассоциация туроператоров предлагает снять их с 28 направлений массового туризма (всего сегодня существует 139 направлений с ограничениями). Минтранс вроде бы согласен. Правда, реализовать идею к лету уже не успеют. В лучшем случае – к зимнему сезону.
Пока же ситуацию эксперты оценивают сдержанно положительно. С неприятностями в виде отмененных и перенесенных рейсов пассажирам еще придется столкнуться, но есть надежда, что не так остро, как это было год назад. По оценкам специалистов, цены на основные туристические направления стабилизировались и существенно расти не будут, если не скакнет топливо. Отдельные направления даже подешевели, но это исключения (как с Болгарией). А в системе – стало несколько дороже (из-за того же топлива и аэропортных сборов). Для примера: компания «Трансаэро» повысила стоимость билетов на все свои чартеры на 5,8%.