Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Юристы «РусАла» перехитрили самих себя

Иск «РусАла» по приостановке процедуры обратного выкупа акций ГМК «НорНикель» в зарубежный суд привел к падению стоимости акций ГМК на 10%. И, похоже, теперь проблемы возникли не только у миноритариев, но и у Олега Дерипаски.

По итогам торгов на 10 февраля стоимость акций ГМК «Норильский Никель» на ММВБ составила 6860 рублей за акцию, а на РТС – 6867. Это на 10% меньше, чем 2 февраля (7610 и 7620 рублей) – в день, который предшествовал событию, которое произошло в самом маленьком государстве Западного полушария.

Событие это стало очередным этапом борьбы «РусАла» за акции горно-металлургической компании. Проиграв в середине октября 2010 года дело о принятии обеспечительных мер к «ГМК «Норильский никель» в Арбитражном суде Красноярского края, «РусАл» обратился в суд острова Невис, входящего в Федерацию Сент-Кристофер и Невис, на территории которой зарегистрированы две дочерние структуры «Норникеля». Суд острова Невис 3 февраля вынес решение, которое накладывает запрет на любое отчуждение и передачу акций этих компаний.

Для миноритарных акционеров, принявших участие в процедуре обратного выкупа акций, проведенной менеджментом «Норникеля», решение влечет за собой серьезные финансовые потери. Причитающихся им денег миноритарии получить не смогут, пока решение островного суда не будет оспорено. А длятся подобные суды довольно долго, да и на капитализацию компаний (что явно видно из написанного выше) влияют, мягко говоря, плохо.

Руководство «Норникеля» уже распространило заявление, в котором заподозрило «некоторых акционеров» в проведении «целенаправленной политики по дискредитации компании, подрыву ее акционерной стоимости и срыву работы менеджмента», сравнив действия «РусАла» с «широко известными методами корпоративного шантажа 90-х годов». Сомнение в юридической адекватности обращения алюминиевой компании к зарубежному правосудию также выразили и адвокат Московской областной коллегии адвокатов Денис Узойкин. Эксперт назвал решение Восточно-Карибского суда, налагающее запрет на голосование квазиказначейскими акциями, находящимися в офшоре, «неоднозначной мерой», пояснив, что подобное решение в отношении российской компании может принимать только российский арбитраж. Который, кстати, уже в октябре свое слово сказал.

Впрочем, вполне возможно, что для «РусАла» все потери компенсируются, если компания сможет захватить крупнейшую горно-металлургическую группу?! Ведь пока решение островного суда не будет оспорено, миноритарии, возможно, не смогут пользоваться своим правом голоса на внеочередном собрании акционеров, намеченном на 11 марта. А значит, не смогут голосовать против Дерипаски. И тогда, возможно, у него окажется более 50% способных участвовать в голосовании акций.

«Цель гринмейла или корпоративного шантажа, предпринимаемого «РусАлом» в отношении «Норильского никеля», понятна, – комментирует ситуацию доктор экономических наук профессор Никита Кричевский. – Олег Дерипаска и К˚ в идеале хотели бы получить контроль над никелевой компанией, но могут довольствоваться и «малым» -- выручить максимально возможную сумму за принадлежащий им пакет акций горнорудного гиганта». Профессор РГСУ также отмечает, что «второй вариант более предпочтителен, так как в «РусАле» понимают, что захватить управление в «Норильском никеле» у них вряд ли получится».

В то же время раскачивание лодки, в которой сам сидишь, являясь одним из акционеров «НорНикеля», имеет довольно сомнительные перспективы, отрицательно сказываясь на репутации топ-менеджера, намеренно направляющего российскую компанию в зону экономической бури.

«Во-первых, «норильские» миноритарии, которых не затронуло это решение, будут опасаться, что рано или поздно «длань» алюминиевого магната дотянется и до них, -- продолжает Кричевский. -- Во-вторых, в самом «РусАле» также есть миноритарии, впредь вынужденные учитывать подобный оборот событий в отношении самих себя. В-третьих, выход внутрироссийского корпоративного конфликта на международный судебный уровень ставит под сомнение заверения руководства нашего государства об улучшении инвестиционного климата в стране».

И если на одну чашу весов поставить возможное усложнение процесса голосования на внеочередном собрании акционеров «Норникеля», вызванное решением суда острова Невис, а на другую взвалить всю настоящую и будущую тяжесть от удара по деловой репутации Олега Дерипаски в России и на международной арене, неминуемо возникает вопрос о дальновидности политики владельца «РусАла». К тому же, в «Норникеле» не исключают, что в дальнейшем постараются использовать «различные возможности по привлечению «РусАла» к юридической ответственности за свои действия».

Полная версия