Москва
18 декабря ‘24
Среда

Так и не купивший 10% ВТБ фонд может уйти из России

Один из крупнейших частных инвесторов мира -- Texas Pacific Group Capital (TPG Capital) может вообще уйти из России.

Фонд TPG Capital получил мандат на привлечение группы из 8-10 инвесторов, каждый из которых должен был выкупить 1-1,5% акций российского «Внешторгбанка» (ВТБ), осенью 2010 года (об этом говорил президент ВТБ Андрей Костин). При этом в сделке могли принять участие суверенные фонды стран Азии и Ближнего Востока. Однако на прошлой неделе условия изменились — продажа акций будет осуществляться не частным, как планировалось изначально, а публичным размещением. Таким образом, с одной стороны, расширяется круг потенциальных инвесторов, а с другой — уменьшается роль TPG. Теперь американский фонд стал не организатором сделки, а, скорее, якорным инвестором. Объем его вложений, соответственно, может быть на порядок ниже предполагавшихся $3,5 млрд. Банк ВТБ все еще рассчитывает привлечь инвесторов на международном рынке, организуя с 7 февраля в Европе и США road show для презентации своих возможностей. Но не исключено, что в итоге фонд вообще выйдет из сделки и не войдет в состав акционеров ВТБ. Окончательно это станет известно до конца февраля, передает агентство «Прайм-ТАСС».

Судя по всему, некоторое похолодание отношений между ВТБ и TPG связано с ходом реализации их совместных проектов в России. Собственно, проект у партнеров только один — сеть гипермаркетов «Лента». Осенью 2009 года фонды «ВТБ Капитал» и TPG Capital выкупили у Олега Жеребцова более 30% акций сети, став ее совладельцами через совместное предприятие — компанию Luna. Каковы были первоначальные планы фондов относительно сети — доподлинно неизвестно, однако в конечном итоге все закончилось крупным международным скандалом. Компания Luna вступила в конфликт с другим акционером, действующим через компанию Svoboda, начались судебные разбирательства в российских и иностранных судах. Затем произошел вооруженный захват офиса «Ленты», в результате которого контроль над сетью получил на некоторое время Ян Дюннинг — директор от Luna. Кадры, снятые во время захвата, облетели весь мер, что негативно повлияло на деловую репутацию TPG. Фонд был в очередной раз обвинен в недопустимом использовании силы в разрешении акционерных конфликтов. Непрекращающаяся до сих пор борьба вокруг «Ленты» привела к тому, что по некоторой информации, TPG может вообще выйти из этого проекта.

История вокруг «Ленты» выявила целый ряд неустранимых противоречий, существующих в альянсе TPG-ВТБ. Во-первых, это масштаб. Несмотря на солидный статус ВТБ, фонд TPG Capital управляет куда большим объемом инвестиций по всему миру. По различным оценкам, TPG посредством дочерних фондов управляет около $50 млрд, являясь, таким образом, одним из крупнейших игроков мирового рынка частных инвестиций.

Во-вторых, в большинстве своих проектов TPG оперирует контрольными пакетами — с одной стороны, фонд может себе это позволить, а с другой — жесткое американское законодательство, касающееся работы национальных компаний в других государствах, негативно относится к иным методам установления контроля над предприятиями. Случай с «Лентой» один из немногих, когда фонд согласился войти в проект со столь малой долей. Как показала практика, TPG не зря обычно отказывается от таких предложений — ничего хорошего с «Лентой» у фонда в итоге не получилось.

В-третьих, если на международном рынке ВТБ пока не закрепился столь же прочно, как его партнер, в России позиции банка очень сильны, и средств на инвестиции местного уровня у него более чем достаточно. При этом, как и TPG, ВТБ предпочитает полностью контролировать свои вложения. И для этого годятся любые методы, в том числе силовые и неформальные, а с этим американские партнеры далеко не всегда готовы соглашаться.

Наконец, менеджмент TPG не может не смущать, что в истории вокруг «Ленты» на стороне альянса TPG-ВТБ появлялись люди, имеющие, мягко говоря, неоднозначную репутацию в бизнес-кругах. Это также не могло не огорчать менеджмент TPG, даже несмотря на то, что фонд порой использует довольно жесткие методы в своей работе.

Таким образом, за полтора-два года совместной работы выяснилось, что у TPG и ВТБ общего намного меньше, чем различий. Придя в Россию почти четыре года назад, американцы собирались устроить здесь чуть ли не революцию, строили амбициозные планы приобретения крупных активов, готовились к многомиллиардным сделкам. Но годы прошли, а проект получился всего один, и тот с большими оговорками — даже обычного для TPG контрольного пакета за все это время получить не удалось. Из-за отсутствия далеко идущих совместных планов, общих интересов и представлений о методах работы, между партнерами возникает все больше и больше разногласий. Тот факт, что за прошедшее время TPG кроме «Ленты» не вложился ни в один совместный с ВТБ проект — тому яркое подтверждение. Поэтому не исключено, что американский фонд вскоре снова покинет российский рынок, но на этот раз окончательно. По крайней мере, в данный момент все идет именно к этому.

Полная версия