Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Политех вырастет и откроет филиал за МКАДом

Накануне заседания, решающего судьбу одного из главных музеев России -- Политехнического, корреспондент Infox.ru узнал, во что превратится склад великих достижений науки и техники.

модернизацияВ апреле Президент РФ Д.А.Медведев дал поручение Министерству культуры начать подготовку к реконструкции Политеха и разработать концепцию нового, современного научно-технического музея мирового уровня. Министерство культуры, в свою очередь, издало приказ № 332 от 08.06.2010 г., согласно которому подготовка и проведение конкурса на создание концепции была поручена Фонду развития Политехнического музея, созданному в 2009 году.
В четверг, 30 сентября, в 10 часов утра состоялось заседание жюри в Политехническом музее, на котором определился победитель конкурса на создание концепции обновленного Политехнического музея. Чего можно ждать от модернизации, накануне ключевого заседания Infox.ru рассказала Любовь Стрельникова -- известный научный журналист, главный редактор журнала «Химия и жизнь», один из членов экспертной группы Фонда развития Политехнического музея.

Любовь Николаевна, в финал конкурса попали четыре известные компании, но все – иностранные: Event Communications (Великобритания – Ирландия), Lord Cultural Resources (США-Канада-Франция), Ralph Appelbaum Associates (США), CosmoCaixa (Испания). Неужели в России не нашлось своих концептуальщиков? Вроде бы с мозгами у нас все в порядке.

Да, с мозгами у нас все в порядке, а вот с навыками гораздо хуже. Сегодня лучшие музеи мира используют фантастические современные технологии, позволяющие представить коллекции в самом выгодном, самом эффектном ракурсе, проявить их глубокий смысл, облегчить общение с посетителями и сделать посещение музея незабываемым. На Западе даже сформировалась наука музеология, у которой есть свои лидеры и идеологи. Сегодня невозможно создать музей науки и техники мирового уровня, не используя мировой опыт. Конечно, его можно освоить. Но это потребует много времени и много денег. Поэтому самый рациональный вариант – пригласить к работе над обновленным музеем опытную и профессиональную западную компанию, за плечами которой много успешных проектов по всему миру.

Значит, российские компании вообще не допускали к конкурсу?

Нет, конечно, допускали. Две российские компании подали свои документы для участия в первом туре конкурса, но в финал не попали – на фоне остальных претендентов их достижения выглядели не столь убедительно, по мнению жюри.

А бывший директор Политехнического музея Гурген Григорян жалуется в прессе, что его концепция не была допущена до конкурса.

Это неправда. Гургену Григорьевичу несколько раз предлагали участвовать в конкурсе, но он не сделал этого по каким-то причинам. Впрочем, шансов попасть в финал у него не было – Институт истории естествознания и техники РАН дал отрицательное заключение на его концепцию.

Нет ли у вас опасений, что западная компания соорудит в помещениях Политеха нечто суперсовременное -- смесь многочисленных экранов с аттракционами, а собственно коллекция музея будет похоронена в угоду развлечению?

Нет, таких опасений у меня нет. В условиях конкурса жестко обозначено, что концепция обновленного музея должна опираться на уникальную коллекцию Политеха, которая насчитывает более 160 тысяч предметов и более 150 коллекций, а также на традиции, которыми богат музей. Ведь он ведет историю с 1872 года, когда был основан по инициативе российских ученых -- членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Бережное отношение к коллекциям и традициям – это один из ключевых критериев, по которым жюри будет отбирать победителя.

Но сможет ли западная компания создать национальный, русский музей науки и техники? Не будет ли это нечто американское, испанское или английское, но не русское?

Нет, речь идет о создании российского музея науки и техники, куда будут приезжать американцы и закатывать глаза от восхищения. Поэтому конкурс предусматривает, что компания-победитель будет разрабатывать концепцию музея в тесном, ежедневном сотрудничестве с коллективом музея, его руководством и российским экспертным сообществом. Умение сотрудничать и взаимодействовать с нами – еще один важный критерий, которым будет руководствоваться жюри при отборе победителя. Мы надеемся, что сочетание российского и западного опыта дадут хороший результат, который порадует всех.

А может ли случиться, что коллектив музея не захочет сотрудничать с западными партнерами?

Думаю, что нет. Коллектив музея складывался годами, сюда приходили работать сразу после окончания институтов, приходили специально в музей. Да и сегодня молодые люди выбирают это место работы осознанно. Для многих вся жизнь связана с Политехом и они не могут быть равнодушны к его судьбе. Мой опыт общения с сотрудниками музея показывает, что они хотят и ждут перемен, что они готовы в этом участвовать. Сегодня мир открыт, люди путешествуют, бывают в разных странах и видят, как далеко вперед шагнули музейные технологии, какими современными и блестящими центрами культуры и образования стали многие очень старые музеи, подобные Политеху. Музей науки в Лондоне, основанный в 1857 году, и Немецкий музей в Мюнхене, родившийся в 1903, пережили реконструкцию, обновление и стали от этого только лучше. Ведь музей нужен для того, чтобы в него приходили люди, причем не раз и не два, чтобы там кипела жизнь. Про нынешний Политех этого, увы, не скажешь, хотя расположение музея в самом центре Москвы ко многому обязывает. Просто стыдно, что до сих пор Политех не стал ключевым местом на культурной и туристической карте Москвы. Вы полагаете, что сотрудники музея не хотят, чтобы это было именно так? Безусловно, хотят. И, полагаю, будут активно участвовать в обновлении.

Какая компания, на ваш взгляд, может стать победителем конкурса?

Это определит жюри, я не могу обсуждать этот вопрос. В любом случае решению жюри, в которое входят умные, неравнодушные и уважаемые люди, можно доверять.

Хорошо, тогда как будут разворачиваться события после определения победителя?

В течение четырех месяцев компания-победитель вместе с коллективом музея и экспертным сообществом будет разрабатывать детальную концепцию обновленного музея. Это будет очень большой по объему труд со множеством страниц, описаний, эскизов. Затем, на основании этого материала, начнут работать архитекторы – создавать план реставрации и реконструкции Политеха. На эти работы также будет объявлен конкурс. Ну а дальше – сама реконструкция.

Слово «реконструкция» в России звучит угрожающе. Первая мысль – снесут и построят заново. Так?

Нет, здание Политехнического музея – это памятник истории и архитектуры федерального подчинения. В нем ничего трогать нельзя. Задача реконструкции – вернуть этому зданию первоначальный облик. Центральная часть здания была построена специально для музея в 1877 году по проекту архитектора Монигетти, а затем музей был расширен за счет боковых крыльев, пристроенных в течение следующих 30 лет архитекторами Шохиным, Воейковым и Ерамешанцевым. И если вы посмотрите на центральный вход со стороны Новой площади, то увидите, что крылья не симметричны, хотя все здание воспринимается цельно. К счастью, сохранились описания и изображения этого здания столетней давности. Во время реконструкции будут расчищены внешние стены и освобождена от краски мозаика, внутри здания будут убраны многочисленные перегородки, которые нагородили в последние сто лет. Появятся туалеты в достаточном количестве, удобные лестницы, лифты, внутренние дворики, возможно, будут перекрыты стеклянными крышами, что даст дополнительные выставочные площади. В общем, помещение станет удобным и комфортным для посетителей.

Как это согласуется с упорными слухами, что всю начинку музея вывезут за МКАД в какое-то хранилище?

Головная боль любого музея – хранение фондов. Ведь одна из важнейших государственных функций таких музеев, как Политехнический, -- это бережное сохранение исторически ценных объектов, в данном случае – образцов техники и документов. И большинство экспонатов Политеха хранятся именно в фондах, то есть на складе, в залах выставлена лишь малая часть, не более 15%. Но хранить ценные объекты надо в определенных условиях, в помещениях, где контролируется климат. Ничего подобного на территории Политеха построить нельзя – это запрещает закон об охране памятников истории и архитектуры. Поэтому планируется построить специальное современное и просторное хранилище для фондов музея. Возможно, это будет за МКАД. Такое решение, на мой взгляд, вполне разумно. Новое хранилище будет удобным и открытым для научных работников. А вокруг него можно создать, по сути, филиал Политеха со своими образовательными и выставочными программами. Значит, на карте города может появиться еще один центр культуры и просвещения. Чем же это плохо?

На время реконструкции и реставрации Политехнический музей выпадает из культурной жизни Москвы?

Это отдельная задача, которую предстоит решить. Уже сейчас началось обсуждение программы жизни музея на время реставрации. На основании коллекций Политеха будет составлен план выставок, которые появятся на разных выставочных площадках Москвы и других городов, то есть музей начнет путешествовать. Несомненно, продолжится и будет развиваться деятельность лектория, который ожил в последние годы благодаря Фонду развития Политехнического музея. Сегодня публичные лекции ученых и дискуссии в Политехе собирают полные залы молодежи, как в прежние времена. Видимо, на небольшое время, которое займет реставрация большой аудитории, лекторий переместится в другие привлекательные помещения в Москве. В общем, работы много.

Когда же мы увидим обновленный Политех?

Вряд ли кто-то точно ответит на этот вопрос. Видимо, потребуется несколько лет. Но процесс уже начался, и будем надеяться, что все случится так, как задумано.

P.S. Как стало известно Infox.ru, по итогам конкурса реконструкцией музея займется Event Communications (Великобритания – Ирландия).

Полная версия