Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Археологи раскопали царскую комнату Ирода

Найдено еще одно подтверждение легендарной роскоши двора царя Ирода Великого. Археологам удалось раскопать личную ложу царя во дворцовом театре. Таких росписей на стенах в те времена не мог позволить себе ни один житель Иудеи, кроме царя.

Израильские археологи раскопали на территории расположенного в Иудейской пустыне зимнего дворца царя Ирода Великого еще одно помещение, входившее в комплекс 400-местного театра. Как рассказал глава команды ученых Эхуд Нецер из Еврейского университета в Иерусалиме, это царская ложа, которая располагалась на верхнем ярусе зрительного зала.

Помещение еще раз показало, насколько ставленник Рима любил роскошь. Ирод приказал римским художникам украсить внутренние поверхности стен таким образом, словно помещение расположено у устья реки. Верхняя часть стен расписана так, словно окна с одной стороны помещения, будто бы стоящего на высоком холме, выходят на берег Нила, а с другой открывался вид на море, по которому плывет большое и красивое парусное судно. Есть среди пейзажей и сцены сельской жизни. Также стены комнаты богато украшены лепниной. По данным Нецера, это первые образчики такого рода настенной росписи, найденные в Израиле. И, возможно, единственные. Самые похожие рисунки ученые находили в Помпеях. Росписи на стенах виллы в Помпеях датированы 15--10 годами до н.э. А вообще такой стиль царил в Риме тех лет, подчеркнул специалист.

Театр, раскопки которого начались в 2007 году, царь Ирод Великий также построил в 15 году до н.э. в честь приезда в Иудею Марка Випсания Агриппы -- второго человека в Римской империи, зятя и друга императора Октавиана Августа. Вполне возможно, кстати, что художников для украшения этой комнаты Ироду предоставил сам Агриппа, который за год до своего приезда встречался со своим другом царем Иудеи на греческом острове Лесбос, предположил Нецер.

Жизнь театра оказалась довольно короткой для столь фундаментального сооружения. Незадолго до смерти царя театр частично снесли, чтобы не нарушать коническую форму искусственного холма, где находился дворец Ирода. Оставшиеся помещения театра использовали строители. Об этом свидетельствуют дырки в стенах от крепежей лестниц и надписи, которые оставили самые грамотные из них на стенах.

Полная версия