Гоголевский бульвар увидит настоящее искусство науки
В Москве на Гоголевском бульваре открывается уникальная бесплатная уличная выставка научной фотографии. Проводит ее проект «Искусство науки-2010», в рамках которого за право выставиться на московских улицах бились почти две тысячи фоторабот.
Уникальный проект «Искусство науки-2010» подходит к своему завершению. С момента его начала в феврале состоялось множество интересных мероприятий, среди которых: конкурс фотографии; семинары по фотографии; викторина; экскурсии в НИИ, вузы и музеи; выставки. События нашли широкий отклик у всех, кто интересуется фотографией и наукой, что в очередной раз доказывает наличие творческой составляющей в каждой из этих областей и устойчивой заинтересованности в экспериментах с передачей информации через зрительные образы, что является наиболее простым и привлекательным способом представления идеи и замысла автора. Фотография позволяет за считанные секунды передать информацию, с ее помощью можно очень быстро привлечь внимание к социальным и общественным проблемам, именно фотография способна эпатировать и восхищать одновременно.
На выставке будут представлены уникальные снимки в номинациях: «Микромир», «Живая наука», «Высокие технологии», «Люди в науке», «Юный ученый», «Научная мобилография».
Выставка продлится до 25 июня, приобщиться к миру науки смогут все желающие.
Что было сделано за четыре месяца:
Конкурс фотографии
В 2010 году конкурс фотографии проходил в течение четырех месяцев. Работы принимались в шести номинациях: «Живая наука», «Микромир», «Высокие технологии», «Юный ученый», «Люди в науке» (номинация компании «НТ-МДТ»), «Научная мобилография» (номинация компании «Билайн»). В конкурсе приняли участие 613 человек с 1880 работами.
Возраст конкурсантов варьируется от 5 до 77 лет.
Возрастные группы участников конкурса:
9-17 лет -- 15%;
18-25 лет -- 41%;
26-35 лет -- 25%;
36-55 лет -- 15%;
56 лет и старше -- 4%.
География участников конкурса очень разнообразна: работы прислали не только жители России, но и стран ближнего зарубежья -- Украины, Литвы, Белоруссии.
Помимо москвичей и жителей Московской области на конкурс отправили работы участники из Санкт-Петербурга, Курска, Екатеринбурга, Челябинска, Каменск-Уральского, Оренбурга, Казани, Волгограда, Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Республики Коми, Саратова, Тюмени, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, а также из самых отдаленных регионов: Владивостока, Хабаровска, Амурска, Сахалина.
Сфера деятельности участников. Здесь можно выделить несколько основных групп:
научные деятели -- 16%;
студенты -- 18%;
школьники -- 9,5%;
преподаватели вузов и школ -- 8%;
молодые специалисты из различных сфер деятельности -- 8%.
Остальной состав участников весьма разнообразен. Среди них -- журналисты, программисты, бухгалтеры, пожарный, хирург, психолог, юрист, столяр, ведущий чайной церемонии, экономист, библиотекарь, актриса театра и кино, переводчик, монтер, охранник, строитель, портной, риэлтер и пр.
Семинары по фотографии
С февраля по май на столичных площадках Аrtefaq, Dodo-space, Photoplay, Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова состоялись семинары и мастер-классы по фотографии с участием известных и признанных фотографов.
Так, фотограф Александр Агафонов рассказал о фотографии как о виде изобразительного искусства. Слушатели смогли не только познакомиться с многочисленными тематическими подборками из портфолио лектора, но и погрузиться в творческую атмосферу художественной фотографии. По мнению Агафонова, путь к фотографическому искусству бывает удивительным и непредсказуемым. Его пример доказывает, что творческая, интересующаяся и ищущая личность ученого может послужить хорошим подспорьем для того, чтобы стать фотохудожником, путешествовать в поисках новых образов, ловить интересные кадры, представлять их миру и рассказывать любопытные истории из своих поездок.
Фотограф Кирилл Почивалов вместе со слушателями искал ответ на вопрос -- что лучше: работать на кого-то или быть свободным художником. По его мнению, все начинающие фотографы должны пройти школу жизни в какой-нибудь крупной газете или журнале. Там они смогут отработать различную технику съемок и научатся самоорганизации.
Фотограф Елизавета Кураксина сразу заявила о том, что фотография не просто средство самовыражения автора, а продукт, который предназначен для аудитории. А фотографирование не просто творчество, но и работа. Фотография должна как минимум нравиться аудитории, как максимум волновать ее. Затронуть струны человеческой души фотограф может посредством образа, сюжета фотоработы, с помощью различных техник обработки и, конечно, цвета.
Фотограф и креативный директор рекламного агентства Дмитрий Чернышев так обозначил тему своего семинара -- «Пробивание защитных блоков человека с помощью фотографии». Он уверен, что эмоциям зрителя нужно уделять большое внимание, а именно предугадывать и развивать их, руководить ими. Всякий раз, когда человек получает дополнительную информацию о произведении (будь то мнение друга или биографическая справка), он с другой стороны оценивает фотографию, смотрит на нее под иным углом -- более осмысленно и вдумчиво.
Фотограф Лидия Коган поведала слушателям о своих исследованиях растительного мира Испании. Судя по ее многочисленным работам, которые были продемонстрированы в качестве того, как надо правильно фотографировать растения, съемка -- очень интересное и увлекательное занятие.
Дмитрий Костюков рассказал о тенденциях развития фотографии и, в частности, фотожурналистики, а также поведал о внутренней кухне работы репортера. По его мнению, интересен тот факт, что фотографическое дело постепенно трансформируется, переходя в разряд мультимедийного искусства. Автору уже мало показать зрителю картинку, он стремится управлять его сознанием и восприятием, формируя определенный порядок демонстрации снимков, снабжая их комментариями и звуковым рядом.
Фотограф Ася Аблогина откровенно выдала слушателям все секреты фотокомпозиции. По ее мнению, фотограф должен не только правильно компоновать объекты на снимке, но и уметь творчески решать задачу композиции, тем самым направляя взгляд аудитории в нужную сторону.
Фотограф Владимир Карцев специализируется на макросъемке. Он считает ее очень непростым делом, поскольку большинство насекомых (а он снимает их именно в такой технике) или очень пугливы, или непоседливы. Чтобы запечатлеть первых, нужно долго сидеть в засаде, чтобы снять вторых и удержать композицию, требуется терпеливо ждать нужного момента.
Историк фотографии Ирина Толкачева представила слушателям ретроспективу развития научной фотографии, шаг за шагом открывая только самые интересные факты. Так, слушатели узнали, что первой фотографией называли дагеротип -- посеребренную медную пластину, на смену ей пришел амбротип -- посеребренная стеклянная пластина. По ее словам, фотография зачастую выступала доказательным инструментом в развитии как искусства, так и науки. Встреча с легендой фотографического дела Александром Слюсаревым прошла в дружеской и доброжелательной атмосфере за обсуждением работ мастера. Он делился секретами своего профессионализма, между строк ярко и точно комментируя свои фотографии. Фотохудожник и председатель жюри конкурса «Искусство науки-2010» Татьяна Либерман провела открытую встречу с фотолюбителями с обсуждением их работ. Красной нитью на протяжении всего семинара прошла мысль о том, что помимо работы с правильной техникой необходимо вкладывать душу в каждый снимок.
Фотограф Дмитрий Рубинштейн рассказал о старинных техниках художественной фотографии. По его мнению, до 70-х годов был самый интересный период развития фотографии, потом все удешевлялось, оптимизировалось, коммерциализировалось.
Фотограф Александр Тягны-Рядно поделился опытом создания трэвел-фотографии. По его мнению, обычно в фотографии рассматривают две составляющие -- информационную и эмоциональную. Причем первая чаще всего становится составной частью репортажной съемки. И путешествия не исключение.
Уникальным в своем роде стал мастер-класс по цианотипии фотографа Людмилы Зинченко. На глазах у изумленной публики происходили волшебные превращения обычных снимков с цифровой камеры в отпечатки на бумаге, сделанные в старинной технике цианотипии.
Большой интерес вызвала встреча с фотографом Валентиной Ершовой. Она рассказала слушателям об истории и особенностях фотонатюрморта. Примечательно, что классический натюрморт получил свое развитие в современной рекламной индустрии и пользуется большим спросом при продвижении самой разнообразной продукции.
Финальным аккордом проекта стала встреча с фотографом Марией Ионовой-Грибиной. Художник по своему первому образованию, она рассказала о мультимедиа в фотографии -- своем новом направлении самореализации. Мультимедиа сегодня очень активно внедряется в фотодело и связано это в первую очередь с потребностью вовлечения зрителя во взаимодействие с творческим проектом, увеличения силы воздействия на реципиента.
Экскурсии
В рамках проекта «Искусство науки-2010» состоялись экскурсии для школьников и всех желающих по лабораториям МИСиСа и Института общей генетики, а также в Музей землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова. Для посетителей открыли все лаборатории, показали интересные опыты и рассказали много занимательных фактов из мира нанотехнологий, генетики, высоких технологий и природы.
Выставки
Совместно с биологическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова была проведена выставка фотографий Дмитрия Рубинштейна «Метаморфозы» -- свои двери на два месяца радушно открыла библиотека факультета.
16 июня под открытым небом на Гоголевском бульваре состоится презентация выставки-конкурса фотографии проекта «Искусство науки». На экспозиции будут представлены лучшие работы в номинациях «Микромир», «Живая наука», «Люди в науке», «Высокие технологии», «Юный ученый».
Викторина
Викторина проекта открыла всем умникам и умницам двери в мир познавательных вещей. Участники проявили эрудицию в различных областях науки и техники. Ответы на вопросы присылали люди самых разных специальностей, как правило, определившиеся с выбором в профессиональной сфере.
За более подробной информацией обращайтесь:
Оргкомитет проекта «Искусство науки-2010»
Пустовалова Евгения
+7 (495) 930 8850. 930 8707 epustovalova@strf.ru.