Крестоносцы и Фатимиды пытались объединиться
Ученым удалось вскрыть неизвестные ранее подробности первого Крестового похода. Историки нашли доказательства того, что христианские воины вели переговоры с мусульманами о контроле над Иерусалимом. Обмануть друг друга стороны так и не смогли, поэтому дело закончилось резней.
Историки провели новое исследование о взаимоотношениях между исламскими государствами и армией крестоносцев во время первого Крестового похода (1096-1099). И установили, что правительство государства Фатимидов в Египте пыталось заключить с крестоносцами союз.
Исследователь Махер Абу-Муншар (Maher Y. Abu-Munshar) рассказал, что Фатимиды и крестоносцы хотели создать союз, и при этом каждая сторона руководствовалась своими причинами. Фатимиды считали, что основную угрозу для их государства представляют сельджуки, а крестоносцы надеялись, что подобный союз помешает их противникам создать единый мусульманский союз против христиан, когда те пойдут маршем через страны Ближнего Востока.
Христиане и мусульмане пытались договориться
О желании создать выгодный для обеих сторон союз свидетельствует то, что Фатимиды послали к крестоносцам делегацию, когда последние встали лагерем у Антиохии. Например, хронист первого Крестового похода Альберт Аахенский писал, что правитель Фатимидов отправил 15 посланников, которые знали разные языки, к христианским войскам, чтобы провести переговоры «о взаимном союзе во имя мира».
Посланцы оставались в лагере крестоносцев несколько недель и предлагали объединиться, чтобы вместе сражаться с сельджуками. За это крестоносцам передавалась Северная Сирия, а Фатимиды желали получить обратно Палестину, в том числе и Иерусалим. Крестоносцы, судя по всему, не дали прямого ответа на это предложение, но, в свою очередь, отправили своих посланников в Египет, чтобы продолжить переговоры.
Главная цель -- Иерусалим
Ситуация изменилась после того, как Фатимиды воспользовались внутренними проблемами сельджуков и смогли напасть и отбить Иерусалим. Согласно записям французского историка XII века Вильгельма Тирского, Фатимиды, «казалось, подразумевали, что они оказали огромную услугу христианам, позволив невооруженным паломникам отправляться в Иерусалим группами по 200-300 человек и после окончания молитв благополучно возвращаться обратно. Командующие христианскими войсками расценили это послание как оскорбление. Они заставили посланника вернуться с ответом, что армия не согласится отправиться туда разделенной на такие маленькие группы, как то было предложено по условиям соглашения. Наоборот, войско двинется на Иерусалим как хозяин и будет угрожать новым владыкам Иерусалима».
Крестоносцы осуществили свою угрозу, осадив Иерусалим, захватив в плен и убив тысячи местных жителей. По мнению Абу-Муншара, вряд ли Фатимиды были не в курсе конечных целей крестоносцев. «Как так могло получиться, что Фатимиды не знали целей крестоносцев, когда хорошо известно, что христианские войска начали свое путешествие в Европе, провели в дороге несколько месяцев и наконец прибыли на Восток с одной четкой целью -- отвоевать исламский Иерусалим у мусульман? Большинство мусульман, как сельджуки, так и Фатимиды, должны были об этом знать, но последние все же попытались заключить с крестоносцами союз», -- отметил историк.
Статья «Фатимиды, крестоносцы и падение исламского Иерусалима: противники или союзники?» («Fatimids, Crusaders and the Fall of Islamic Jerusalem: Foes or Allies?») опубликована в последнем номере журнала Al-Masaq: Islam and the Medieval Mediterranean.