Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Письма с фронта. Сержант Октябрьская

Есть в Великой Отечественной войне несколько операций, о которых в советское время старались не говорить. Одна из них -- операция «Суворов».

Восточный вал

Чтобы понять, что происходило зимой 1943-1944 года под Витебском и Гомелем, следует вспомнить предшествующие события. Всю вторую половину лета пленные, жители оккупированных территорий и немецкие солдаты строили гигантскую систему оборонительных сооружений, которая получила название «Восточный вал» -- Ostwall. Он состоял из двух крупных рубежей «Пантера» и «Вотан». Северная часть, «Пантера», проходила по линии река Нарва–Псков–Витебск–Орша–река Сож–среднее течение Днепра–река Молочная. Южная часть – «Вотан» шла вдоль нижнего течения Днепра. Смысл строительства Вала заключался в защите Великой Германии от Советской угрозы. Южная часть пала первой, так как сами оборонительные сооружения здесь было разработать сложнее. Основной заградительной силой служил Днепр. В северной же части у фашистов оказалось больше времени, да и болотисто-холмистый рельеф позволил создать почти непроходимую оборону.

Операция «Суворов»

К концу сентября 1943 года советские войска вплотную подошли к укрепрайону. Верная принципу развивать наступление насколько возможно, Ставка ВГК не дала измученным войскам, которые уже прошли по 200 километров, отдохнуть. Вместо этого поступил приказ: атаковать, так как операция по освобожению Белоруссии входила в большой план наступления, включающий освобождение городов от Смоленска до Минска и получивший название «Суворов» (аналогия довольно прозрачная -- великому полководцу тоже приходилось штурмовать неприступные горы и чертовы мосты). При этом войска не получили почти никаких подкреплений. И уставшие армии Западного и Калининского фронтов, только что в кровопролитных боях освободившие Смоленск, так же, как и другие фронты на юге, пошли на рубежи.

Потери оказались страшными. Мало того, что им противостояли отменные войска группы армий «Центр» под руководством генерала-фельдмаршала Клюге. Эти войска успели отдохнуть и перегруппироваться. Поэтому сил, выделенных Ставкой на штурм, заведомо не хватало.

Атакуя одни и те же окопы по несколько раз, за три недели советские войска смогли захватить несколько плацдармов. Затем им пришлось выдерживать по несколько контратак в день. Отступать было нельзя – в окопах сидели или штрафники, которых при отступлении ждал расстрел, или люди, которые понимали, что если они отступят, то сами пойдут в штрафбат. А солдат штрафбата дольше одной атаки обычно не выживал. Максимум -- две. В стрелковых дивизиях оставались по 3-4 тысячи израненных бойцов, танковые бригады по численности напоминали батальоны, артподготовка по умело рассредоточенным огневым точкам давала мизерные результаты. Чтобы подавить одну батарею врага, порой приходилось использовать боеприпасов вдесятеро больше обычного…

Даже названия и сроки операций, которые проводили Западный и Калининский фронты, говорят сами за себя:

Оршанская операция 12-18 октября 1943 г. Оршанская операция 21-26 октября 1943 г. Оршанская операция 14-19 ноября 1943 г. Оршанская операция 30 ноября — 2 декабря 1943 г. Витебская операция 23 декабря 1943 г. — 6 января 1944 г. Богушевская операция 8-24 января 1944 г. Витебская операция 3-16 февраля 1944 г. Частная операция на Оршанском направлении 22-25 февраля 1944 г. Витебская операция 29 февраля — 5 марта 1944 г. Оршанская операция 5-9 марта 1944 г. Богушевская операция 21-29 марта 1944 г.

В этих операциях Советский Союз потерял 383 700 бойцов. Тем не менее фронты медленно продавливали оборону противника. За три месяца Калининский фронт захватил Невель, встав между группами армий «Север» и «Центр», Калининский и Западный фронты подошли к Витебску и Орше, а Центральный фронт взял Гомель и Речицу. Дальше продвинуться советские войска не смогли.

Итог[v1]

Прибывшая в начала апреля 1944 года комиссия Ставки ВГК под руководством Маленкова быстро подсчитала количество участвовавших во всех операциях дивизий (невзирая ни на их численность, ни на состояние), потерь и признала работу всех – начиная со штаба Западного фронта до артиллеристов и разведчиков – неудовлетворительной. Полетели головы. Фронты расформировали, переименовали, назначили новых руководителей, пригнали свежие силы.

Однако же наступление советских войск, ставшее позже известным как операция «Багратион», также нельзя назвать бескровным и быстрым.[v2] Во-первых, оно началось почти через четыре месяца после приезда комиссии. Во-вторых, продолжалось два месяца. В-третьих, «бреши» в Восточном вале были в нескольких местах практически пробиты. За ними ничего подобного уже не было. К тому же немцы давно уже бросили на этот «Белорусский балкон» свои резервы лучших сил и успели истощить их. Тем не менее командующие новыми советскими фронтами положили 179 тысяч убитыми и пропавшими без вести, и еще 588 (!) тысяч человек получили различные ранения.

Полная версия