Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Письма с фронта. Младший лейтенант Андреев

Среди советских медалей есть семь из серии «за взятие-освобождение». Шестью из них награждали за захват столицы иностранного государства. И только одной -- за взятие этого города.

Укрепрайоны Восточной Пруссии прекрасно показали себя еще в Первую мировую войну. А к концу Второй мировой Германия укрепила их всеми возможными способами. По словам военных историков, укрепления перед Мазурскими озерами в то время можно было считать одними из самых надежных. Но главная серия оборонительных рубежей сконцентрировалась вокруг Кенигсберга. В общей сложности глубина обороны в Восточной Пруссии достигала 200 км. Защищала ее вновь сформированная группа армий «Центр» -- 580 тыс. солдат и офицеров, 200 тыс. фольксштурма (наспех сформированные части из местного населения), 8200 орудий и минометов, 700 танков, 775 самолетов.

Пройти через оборону противника предстояло Третьему Белорусскому фронту при поддержке Первого Прибалтийского, а также Балтийского флота и Второго Белорусского фронта (целью последнего было отрезать Восточную Пруссию от связи с остальной частью Германии). Всего 1670 тыс. солдат и офицеров, 25,5 тыс. орудий и минометов, почти 3900 танков и 3100 самолетов. Казалось бы, преимущество по всем параметрам в руках советских воинов. Однако из многотысячелетнего опыта военной истории следует, что сил у нападающей стороны было даже немного недостаточно. Тем не менее в январе 1945 года подготовка к штурмам шла полным ходом.

Первые удары

13 января Третий Белорусский фронт пошел в атаку (эта часть операции получила название «Инстербургско-Кенигсбергская»). Противник разгадал место главного удара, и внезапности достичь не удалось. К тому же низкая облачность в первый день не позволила авиации помочь наступающим. Тем не менее к 18 января на линии 65 км фронт удалось продвинуть на глубину 45 км. На правом крыле 39-я и 43-я армии в ночь на 20 января успешно штурмовали Тильзит и к 21 января вышли к заливу Куришес-Хафф.

22 января войска фронта захватили Истенбрук. 26-го -- вышли на первый обводной рубеж вокруг Кенигсберга. К тому же дню 31-я армия захватила укрепрайон «Летцен» и оказалась западнее Мазурских озер.

Второй Белорусский фронт (Млавско-Элъбингская операция) из-за плохой погоды поднялся на два дня позже намеченного -- 14 января. К концу 15 января войска фронта завершили лишь прорыв на тактическую глубину 10-12 км. Но введенные в бой дополнительные силы позволили за 16-17 января пробить наконец оборону противника, окружить Млавский укрепрайон и 19 января окончательно овладеть Млавой. Затем левый фланг фронта начал движение к Балтийскому морю и вышел к заливу Фришес-Хафф 25 января, отрезав Кенигсбергскую группировку от сухопутных путей сообщения.

Тем временем правый фланг двигался к Мазурским озерам. К 22 января противник начал покидать рубежи озер, опасаясь окружения. 25 января 70-я армия Второго Белорусского фронта преодолела рубеж Мазурских озер.

Вильгельм ГустлоффЧасть гитлеровцев пытались эвакуироваться из Кенигсберга, однако им активно мешали советские подлодки. Например, «С-13» под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско 30 января 1945 года утопила германский лайнер «Вильгельм Густлофф». Только по официальным данным, на его борту находились 5348 человек (в том числе более 1500 курсантов и офицеров-подводников, так как лайнер во время войны превратили в плавучую школу ВМС Германии). А по современным -- от 8 тыс. до 10,5 тыс. (в основном женщины и дети). Это крупнейшая в морской истории катастрофа пассажирского лайнера.
В итоге после первой части операции группа армий «Центр», переименованная, кстати, в связи с ликвидацией северной группы войск в группу «Север», оказалась разбитой на три неравные части. Четыре дивизии застряли на Земландском полуострове (северо-западнее Кенигсберга), пять -- в самом городе, а еще двадцать -- в районе Хейльсберга, юго-западнее Кенигсберга.

Второй этап

Второй Белорусский фронт 8 февраля получил приказ форсировать Вислу и идти к Одеру. Так что против блокированных дивизий остались лишь Третий Белорусский и Первый Прибалтийский фронты. Последнему выпало захватывать Земланд и Кенигсберг, а Третьему Белорусскому досталась Хейльсбрукская группировка. Фронт начал наступление 11 февраля. Продвигалось оно с огромным трудом. Армии понесли огромные потери, оставшиеся в строю люди ослабли и устали. А впереди стояли еще более мощные укрепления. В день удавалось пробиться максимум на 1-2 км. Стремясь получать максимально оперативную информацию, командующий фронтом генерал армии Черняховский почти все время находился на линии фронта. 18 февраля его смертельно ранило осколком артиллерийского снаряда. Командовать фронтом назначили маршала Василевского.

На следующий день Земландская группировка прорвала линию обороны Первого Прибалтийского фронта и соединилась с защитниками Кенигсберга. Прорыв оказался совершенно неожиданным для командующего фронтом Баграмяна, который готовился начать наступление на следующий день, 20 февраля. 24 февраля все войска Первого Прибалтийского фронта перешли под командование Василевского. Он приказал прекратить атаки, перегруппироваться и подготовить завершающие удары.

13 марта началось уничтожение Хельсбрукской группировки, которое из-за распутицы, нелетной погоды и других мешающих факторов продлилось до 26 марта. Только в этот день все побережье залива Фришес-Хафф оказалось под контролем советских войск.

Кенигсберг

6 апреля 1945 года Третий Белорусский фронт начал наступление на город. В тот день погода также оказалась нелетной, поэтому авиация войскам помочь толком не могла. Они продвинулись всего на 2-4 км. Но в следующие два дня погода явно помогала советским войскам, и 4-я воздушная армия вместе с французскими летчиками из полка «Нормандия-Неман» буквально вспахали укрепрайоны. 8 апреля Кенигсбергскую группировку удалось разрезать на две части. 9 апреля гарнизон Кенигсберга капитулировал.

Затем началась затяжная и изматывающая ликвидация Земландской группировки. Она продлилась до 25 апреля, когда порт Пиллау все-таки удалось захватить.

Потери

К концу января в атакующих дивизиях осталась едва ли половина состава. Большая часть из них погибла при ликвидации окруженных группировок. Пополнений не было -- все силы бросались на Берлин. По мнению историков, именно ослабленность советских войск привела к столь затяжному и кровавому взятию оборонительных рубежей Восточной Пруссии. Общие потери Красной армии составили 584 тыс. человек (из них убитыми почти 127 тыс.). Потери вермахта оцениваются в 150 тыс. убитыми, 130 тыс. ранеными, 220 тыс. пленными.

Взятие Кенигсберга Москва отметила салютом высшей категории -- 24 залпами из 324 орудий.

Полная версия