Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Письма с фронта. Генерал Доватор

В августе 1941 года во время Смоленского сражения произошло сразу несколько событий, ставших ключевыми для дальнейшего хода Великой Отечественной войны.

Планы

Смоленское сражение началось еще 10 июля. Войска германской группы армий «Центр» вместе с группой армий «Север» сконцентрировали удар на главном, московском направлении. Они рассчитывали прорвать оборону Западного фронта в двух местах и планомерно уничтожить образовавшиеся полоцко-невельскую, смоленскую и могилевскую группировки. Хитрость плана состояла в том, что только 9 июля советские войска оставили Витебск. Командование вермахта предполагало, что им противостоит не более 11 дивизий. И надеялось быстро сломить сопротивление.

Однако все силы Второго Стратегического эшелона к тому времени уже сконцентрировались на Западном фронте. Судя по всему, советские войска готовились если не к прорыву, то к упорнейшей обороне. Поэтому вместо нескольких дней битва продолжалась целых два месяца.

Тем не менее немецко-фашистские войска превосходили силы Западного фронта. У нападавших было в 1,6 раза больше людей, в 1,8 раза больше орудий и минометов, в 4 раза больше самолетов. И лишь в танках перевес на треть был на стороне советских войск.

Ход битвы

Первый этап битвы развивался почти по плану немецкого командования. К 20 июля противнику удалось пройти до 200 км. Немцы захватили Оршу, Смоленск, Ельню, Кричев и окружили Могилев. Две армии (16-я и 20-я) оказались в окружении.

Второй этап Смоленского сражения (с 21 июля по 7 августа) стал первым в истории Великой Отечественной войны, во время которого советские войска перешли в масштабное контрнаступление. Созданные на базе армий Резервного фронта пять армейских оперативных групп нанесли удары в сторону Смоленска из районов Белого, Ярцева и Рославля. Одновременно в полосе 21-й армии ушла в рейд по тылам противника кавалерийская группа в составе трех кавалерийских дивизий.

Однако контрнаступление сорвалось. Прежде всего из-за того, что германское командование лишь начало смоленскую операцию до подхода дополнительных сил. Но не отменяло их передислокацию. Поэтому вместо прорыва оборонительных позиций советским войскам пришлось участвовать во множестве встречных сражений. Созданные оперативные группы оказались слишком слабыми. Но, хотя наступление сорвалось, не смогли решить поставленную задачу и войска группы армий «Центр». Вместо победного вступления в Москву 30 июля они перешли к обороне. К тому же 16-я и 20-я армии не погибли, а вышли из окружения и отошли за Днепр.

До 8 августа войска вермахта уничтожали окруженные в районе Смоленска войска, а также отбивали прорывные действия советского командования. Затем основные действия сместились к югу, в район Центрального фронта. Мощный удар гитлеровцев отбросил растянутые вдоль фронта советские войска. Немцы начали угрожать Брянску.

Третий, завершающий этап Смоленского сражения начался 22 августа. Ставка ВГК силами группы фронтов попыталась прорвать оборону врага на западном направлении. Брянский фронт, включивший в себя войска Центрального фронта, должен был разгромить 2-ю танковую группу вермахта, Западный -- выйти на рубеж Велиж, Демидов, Смоленск, а Резервный фронт – ликвидировать опасный выступ линии фронта у города Ельня.

Из всех поставленных задач выполнил свою только Резервный фронт под командованием генерала армии Георгия Жукова. Две армии Резервного фронта (24-я и 43-я) освободили Ельню и ликвидировали выступ. Хотя попытки развить успех провалились, ликвидация прорыва не позволила германским войскам выйти во фланг Западного и Резервного фронтов и резко ускорить наступление. Участвовавшие в Ельнинской операции дивизии первыми в СССР получили звание Гвардейских.

Итоги операции

Задержав под Смоленском немецкие войска на два месяца, Ставка ВГК смогла сконцентрировать под Москвой мощные силы и создать огромное количество оборонительных сооружений, что сыграло немалую роль при последующей обороне столицы. Тем не менее впоследствии многие отмечали, что зачастую для наступательных приказов из Ставки не было никаких предпосылок. Неоправданные, наспех организованные наступления привели к излишним потерям как людей, так и техники.

Полная версия