Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Экипаж Orion можно спасти

Замена шаттлов прошла принципиальную ступень развития -- в американском штате Вирджиния на полуторакилометровую высоту взлетела спасательная капсула с корабля нового типа Orion. Все стадии полета прошли успешно, передает из США корреспондент Infox.ru.

Специалисты NASA приблизились еще на шаг к успешной реализации программы по созданию пилотируемых исследовательских космических аппаратов Orion. В центре полетов на острове Уоллоп в штате Вирджиния 8 июля прошли испытания аварийной спасательной капсулы MLAS. Причем завершились они успешно.

Системой MLAS (Max Launch Abort System) аппараты Orion будут укомплектованы для возможной аварийной эвакуации экипажа при возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни астронавтов, на стартовой площадке или во время набора высоты в течение первых 90 километров полета.

Как работает MLAS

Основная часть системы -- мощный двигатель, который, создавая тягу более 200 тонн за миллисекунду, должен будет «вытолкнуть» капсулу с пилотами из опасной зоны. Двигатель, по сути, стал комбинацией четырех твердотопливных ракет, помещенных внутрь пулеобразного композитного обтекателя и соединенных с полномасштабной моделью обитаемого отсека. На этапе тестирования астронавты не участвуют в запуске системы. В работе MLAS участвуют еще два двигателя, гораздо менее мощных: один контролирует направление движения при наборе спасательной капсулой высоты, второй на последнем этапе отделяет обитаемый отсек от остальных элементов системы. Вес испытанной конструкции – чуть больше 20 тонн, высота – около 10 м.

Это первое тестирование всей системы MLAS. На этот раз конструкция была запущена на высоту примерно 1,5 км – это максимальная высота, на которую позволяет подняться двигатель MLAS, чтобы уйти из опасной зоны. Таким образом инженеры симулировали аварию на стартовой площадке. Примерно на седьмой секунде полета, после того как отработали четыре твердотопливных ракетных двигателя, копия обитаемого отсека отделилась от носителя и опустилась на парашютах на берег Атлантического океана.

Планы NASA

В следующий раз инженеры планируют испытать работу MLAS при движении в период максимального аэродинамического давления и при пересечении сверхзвукового барьера, а также в случае потери контроля над системой запуска. Данные, полученные во время испытаний, инженеры NASA планируют использовать для дальнейших усовершенствований аварийной системы.

Уже менее чем через десять лет Orion должен будет прийти на замену шаттлам, которые будут отправлены в отставку в 2010 году. Космический аппарат будет выводиться на орбиту при помощи ракеты-носителя Ares-1, которая создана на основе лучших разработок программ Apollo и тех же шатлов.

Специалисты NASA планируют создать систему, которая превзойдет по совокупности характеристик всех своих предшественников и аналоги. Orion и Ares, по их словам, будут безопасны, доступны, надежны. При этом смогут выполнять разные задачи и использоваться многократно – все отделяемые элементы будут спускаться на Землю на парашютах и затем восстанавливаться.

Планов громадье

Ранее планировалось, что Orion сможет доставить на МКС экипаж из шести астронавтов. Однако весной 2009 года было объявлено о сокращении команды до четырех человек. Это должно позволить NASA завершить разработку Orion и Ares-1 в срок и осуществить первый запуск системы к МКС в 2015 году.

К 2020 же году NASA планирует отправить с помощью Orion экипаж из четырех человек на Луну. Orion планируют запустить с помощью Ares-5, затем он должен будет состыковаться на низкой околоземной орбите с лунным посадочным модулем Altair и отправиться вместе с ним к спутнику Земли. Там Altair и Orion разделятся: первый вместе с астронавтами сядет на поверхность Луны, а второй будет ожидать его на окололунной орбите в течение 210 дней. После чего аппараты воссоединятся и вернутся на Землю.

 

Полная версия