Генетикам удалось найти в природе короткие ядерные РНК, которые самостоятельно, без какой-либо помощи белков и ферментов, умеют удалять некодирующие участки матричной РНК, а затем сшивать кодирующие в одну последовательность. Открытие резко усилит позицию сторонников РНК-мира.
Биополимеры всех живых организмов отлично дополняют друг друга: нуклеиновые кислоты хранят наследственную информацию, а белки-ферменты, закодированные в этих последовательностях, помогают эту самую наследственную информацию воспроизводить и передавать следующим поколениям. Но, как показали Саба Валадкхан из университета Кейс-Вестерн-Резерв и ее коллеги, в некоторых случаях РНК могут «обслуживать» себя самостоятельно, катализируя один из этапов реализации наследственной информации.
ДНК–РНК--белок
Знакомая всем со школы центральная догма молекулярной биологии ДНК–РНК–белок, сформулированная Френсисом Криком в 1958 году, с того времени помогла получить не одну Нобелевскую премию, начиная с самого Крика и его коллеги Уотсона и заканчивая открытым Эндрю Файером и Крейгом Мелло феноменом РНК-интерференции.
Казалось бы, чего проще – построить информационную РНК по матрице ДНК, а потом «перевести» эту последовательность нуклеотидов иРНК в последовательность аминокислот белка.
Сплайсинг, как и абсолютное большинство реакций в нашем организме, ускоряется (катализируется) ферментами, «сконцентрированными» в специальной структуре – сплайсосоме. Всего в ее состав входит до 200 различных белков и вспомогательных РНК.
Валадкхан и соавторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences показали, что в некоторых случаях может быть достаточно всего двух коротких ядерных РНК (кяРНК) – U2 и U6.
Разнообразие мира РНК
Эта «самостоятельность» РНК не стала удивлением для ученых: если ДНК только «хранит» наследственную информацию, то почти вся работа по ее воспроизведению лежит на РНК и некоторых белках. Отсюда и большое количество совершенно непохожих друг на друга молекул РНК. Информационные (матричные) РНК – почти копия ДНК, транспортные РНК отвечают за доставку определенных аминокислот к синтезирующейся белковой цепочке. Есть также микро-, интерферирующие и другие типы РНК, подавляющие работу конкретных генов, и несколько отличающиеся от других рибосомальные и короткие ядерные РНК.
Валадкхан показала, что входящие в состав сплайсосомы короткие ядерные РНК, к которым и относятся упомянутые U2 и U6, способны разрезать и сшивать короткие нуклеотидные цепочки самостоятельно.
По своим характеристикам – местам разреза, субстрату и потребностям в ионах эта реакция похожа на традиционный сплайсинг, что вновь обостряет вопрос о «главном» элементе сплайсосомы. Безусловно, полноценная сплайсосома – гораздо более эффективный катализатор, но какой из ее элементов является ведущим, а какие вспомогательными? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.