Дмитрий Медведев констатировал отсутствие в России электронного правительства. Даже в администрации президента документооборот ведется на бумаге. Граждане все еще не могут подавать заявления в органы власти через всемирную сеть.
Электронный документооборот внутри и между министерствами и ведомствами является «химерой». Простые граждане все еще не имеют возможности в полном объеме пользоваться государственными и муниципальными услугами посредством информационно-коммуникационных технологий. Об этом президент России Дмитрий Медведев заявил на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России, передает РИА «Новости».«У нас никакого электронного правительства нет, все это химера», -- сказал он, пояснив, что в международных рейтингах по этому индексу Россия в 2005 году занимала 56-е место, а в 2007 году – 92-е место.Медведев отметил, что, несмотря на то что все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети интернет, и практически во всех госорганах сформированы базы, однако «внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге, а компьютеры в основном используются сами знаете для чего -- по-сути, это просто пишущие машинки», -- сказал президент.Медведев напомнил, что перевод ведомственной работы на электронный вид ведется уже более пяти лет. «Работая еще в администрации президента, лет шесть или семь назад, я пытался это делать в администрации (президента) -- безуспешно», -- посетовал глава российского государства.
Отсутствие электронного документооборота приводит к большим затратам. «Только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги. Так сейчас никто не делает. Это мы просто такие богатые -- у нас леса много и бумаги достаточно», -- горько пошутил Медведев.
Интернет против кризиса
Медведев высказал уверенность в том, что кризис не скажется на развитии в России интернета. «Я думаю, что на самом деле, несмотря на кризис, трафик будет увеличиваться и, более того, это наверное не несмотря, а благодаря кризису. Вряд ли рост трафика и популярность интернета в результате кризиса приостановится, скорее, наоборот. Это нужно учитывать и планировать, в том числе в деньгах», -- сказал президент.Он напомнил, что в период Великой депрессии в США возросла популярность кинематографа. «Но тогда не было интернета, а интернет -- это глобальная система, позволяющая людям общаться, и общаться достаточно дешево, и в то же время снимающая какие-то проблемы, а иногда и создающая такие проблемы», -- отметил Медведев.
Гражданский контроль
По мнению президента, граждане не имеют возможности, за редким исключением, отправить с личного компьютера заявление в госорганы или проследить за прохождением документа в каком-либо из ведомств, или получить электронную справку по системе «одного окна».Медведев напомнил, что единый портал государственных и муниципальных услуг должен был заработать с 1 января 2009 года. «Этого тоже не произошло. Это должен был быть сайт, на котором граждане могут в полном объеме получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти», -- заявил он.Президент отметил, что 9 февраля он подписал закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». «Мы должны сделать так, чтобы он заработал в самое ближайшее время», -- сказал Медведев.
Информационное обеспечение
Несмотря на указанные президентом недостатки, информатизация органов власти в России идет полным ходом. Большинство администраций регионов, краев и даже муниципальных образований уже обзавелись собственными интернет-порталами. На некоторых из них есть эффективно работающие ленты новостей, который позволяют гражданам получать сводки событий своего региона. Отдельные представители власти даже допускают существование на подобных сайтах форумов, в которых рядовые жители России могут высказать свое мнение относительно недостатков в работе тех или иных государственных структур.
Однако о контроле граждан за прохождением той или иной бумаги через интернет говорить пока не приходится. Даже в Москве при получении общегражданского паспорта в службе «одного окна» гражданин может узнать о ходе изготовления документа лишь по телефону. О регионах в этом плане вообще говорить не приходится.