Шотландские археологи раскапывают дом якобитского лорда
Специалисты по военной археологии начинают раскопки в Престонпансе. На поле, где в 1745 году сошлись войска англичан и шотландцев, стоял дом одного из видных якобитов. Археологи надеются отыскать его.
Команда исследователей из Университета Глазго начинает раскопки на месте легендарной битвы при Престонпансе. В этом сражении изгнанный из Англии король Чарльз Стюарт при помощи шотландских кланов разбил британские войска. На месте сражения стоял дом одного из участников восстания, лорда Грейнджа. Теперь пытливые шотландские ученые надеются обнаружить остатки строения, сообщает BBC News.
Современное состояние
Поиск обещает быть нелегким. Все, что известно о доме лорда Грейнджа, может уместиться на одной печатной странице. Археологи опираются на то, что, согласно источникам XVIII века, дом знатного якобита стоял ровно напротив резиденции его противника, сторонника власти англичан Кола Гардинера. Знатный шотландец остался верен британцам и пал в день битвы от рук соотечественников. После разгрома якобитов на месте постройки был поставлен памятник. Ориентируясь на него, археологи надеются найти резиденцию мятежного шотландского вельможи.
По данным географических и геологических исследований, имение Грейнджа располагается под газоном общественного центра современного города Престонпанса. «Прямо через дорогу от него располагается дом Гардинера. Дом нашего лорда был уничтожен, но стоял, скорее всего, на территории обширного газона», -- говорит руководитель раскопок, сотрудник центра военной археологии Университета Глазго доктор Поллард.
Работы будут проводиться совместными усилиями студентов университета и добровольцев из числа местных жителей. На первом этапе специалисты с помощью шурфов и траншей попытаются установить границы постройки, на втором -- займутся исследованием отдельных помещений. В планы историков также входит создание полной трехмерной реконструкции строения, которое некогда принадлежало видному политику и заговорщику.
Финансирование раскопок взяла на себя общественная организация Battle of Prestonpans Trust, которая спонсирует исследования, связанные с древним сражением.
Хозяин дома
В начале 1730-х на одном из участков заболоченного поля в восточном Лотиане стояло несколько крупных поместий. Одно из них принадлежало крупному шотландскому землевладельцу Джеймсу Эркинсу, лорду Грэйнджу. Как и многие другие шотландцы, он был недоволен изгнанием династии Стюартов с английского престола и мечтал вернуть на трон сына изгнанника, юного принца Чарли. В подвале дома знатный вельможа проводил встречи с заговорщиками и принимал посланцев от горцев Хайленда и эмиссаров из Франции, где скрывался король.
Плетению сетей заговора несколько мешала жена Эркинса, которая устраивала балы и скептически относилась к политическим замыслам супруга. Это не осталось без внимания жестокого лорда. Он распорядился схватить супругу и отправить ее на архипелаг Хильды, расположенный в 41 км к северу от острова Айл. Там среди неотесанных рыбаков и необразованных моряков закончила свои дни женщина, которая, по свидетельству современников, была одной из самых красивых в Шотландии.
Между тем усилия Грейнджа не остались бесплодными. В 1745 году с небольшой армией юный принц высадился в Шотландии и выступил против англичан. Ему навстречу двинулся небольшой отряд британских войск во главе с генералом Джоном Коупом. Опытный офицер был уверен, что с легкостью расправится с отрядами наемников и горцев. Его войска выдвинулись к Пренстонпансу и заняли позиции вблизи дома лорда Грейнджа. К этому моменту заговорщик уже был в лагере повстанцев.
Ошибка генерала Коупа
Принц Чарли и его сторонники понимали всю важность сражения при Престонпансе. Якобиты отправили в стан врага разведку. Пикеты горцев подобрались достаточно близко к лагерю противника и выяснили, что Коуп со своим отрядом закрепился на небольшой возвышенности около дома Грейнджа. В его лагере находились как профессиональные солдаты, приведенные из Англии, так и новонабранные рекруты. Однако в центре позиций английского генерала располагались его артиллерийская батарея и подразделение драгун. В ночь перед битвой принц созвал военный совет, чтобы обсудить план атаки.
Молодому претенденту помог сын местного фермера лейтенант Андерсон. Он предложил использовать особенности местности и ночью обойти позиции английского генерала. После долгих рассуждений главный советник принца лорд Меррей решил последовать совету простого горца. Оставив в лагере немногочисленную охрану, войска принца Чарли тайными тропами обошли британцев с фланга и приготовились к атаке.
Рано утром драгуны Коупа были разбужены воем сотен волынок. Из тумана на них накатывались волны горцев, под утренним солнцем блистали занесенные палаши. Под резкие крики офицеров английские солдаты развернули строй. Однако неорганизованность и фанатизм шотландцев сыграли на руку принцу Чарли. Две идущие по краям колонны вырвались вперед и первыми врезались в строй «красных мундиров» -- солдат Коупа. Третья колонна немного задержалась и ударила с отставанием. Вслед за пехотой на поле появилась немногочисленная конница повстанцев.
Англичане не выдержали удара горцев и побежали. Отважный генерал Коуп тщетно пытался построить своих солдат и остановить волну горцев. Это ему не удалось. Офицер британских войск со свитой должен был бежать, оставив принцу Чарли оружие и провизию. На поле битвы осталось лежать несколько тысяч английских солдат. В насмешку над проигравшим сражение британцем местный фермер и двое его собутыльников-горцев сочинили песню «Johnnie Cope», которая до сих пор популярна среди жителей Лотиана.
Армия повстанцев продолжила наступление против англичан. Претендент на корону взял Эдинбург и еще несколько крупных крепостей. После освобождения севера острова шотландцы двинулись на юг. Однако Лондон взять так и не удалось. В 1746 году повстанцев оттеснили в Шотландию и разбили наголову в битве при Куллодене, лишив Стюартов последних надежд на престол. Однако битва при Престонпансе остается важным элементом национального прошлого Шотландии и занимает значительное место в учебниках истории.
Профессор Поллард надеется вписать в этот рассказ еще несколько строчек.