Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Власти США снова ужесточают контроль за авиапассажирами

С нового года в США вводится программа проверки пассажиров "Безопасный полет". Конгрессмены опасаются вмешательства в частную жизнь.

Американская программа проверки пассажиров «Безопасный полет» начнет работать в начале 2009 года. Об этом объявил секретарь по национальной безопасности США Майкл Чертофф, сообщает Associated Press. Запуск программы несколько раз откладывался из-за того, что ее создателей обвиняли во вмешательстве в частную жизнь пассажиров.

По замыслу создателей, программа направлена на то, чтобы избежать ошибок при проверке личности. В настоящее время пассажиры внутренних авиалиний проверяются сотрудниками компаний-перевозчиков. При покупке билета авиакомпания вносит в базу данных только фамилию пассажира. Согласно новым правилам, теперь она должна будет расширить базу, куда будут вноситься имя, фамилия, дата рождения и пол. Для международных эти правила заработают в конце 2009 года.

«Мы знаем, что угрозы нашей гражданской авиации остаются», -- сказал Чертофф. «Система «Безопасный полет» поможет  более тщательно проверять пассажиров перед полетом. Мы сможем лучше защищать их и сведем недоразумения к минимуму», -- сказал он.

Ранее люди, похожие на разыскиваемых террористов внешне или по паспортным данным, неоднократно задерживались службами безопасностями различных авиакомпаний. Несколько детей и тысячи взрослых граждан США, в числе которых сенатор от Массачусетса Тед Кеннеди, подверглись унизительным обыскам и допросам на волне  паники в стране после терактов 11 сентября 2001 года.

Это уже третья версия программы «Безопасный полет». Ее разработка началась сразу после терактов 11 сентября. С 1 октября 2001 года на разработку программы потрачено $240 млн. В бюджете-2009 года на доработку программы заложено $82 млн.

Сама же идея ужесточить правила контроля за авиаперевозками возникла в конце 1990-х годов. В 1998 году управление гражданской авиации США начало разработку программы, которая вводила компьютеризированный предполетный контроль. Этот контроль должен был выявить подозрительных пассажиров, чей багаж следовало досмотреть более тщательным образом. Однако правила не предусматривали досмотр самих пассажиров или их ручной клади.

Теракты 11 октября ускорили разработку новой версии программы. С каждым годом «Безопасный полет» требовал от авиакомпаний все больше и больше данных о пассажирах. Это вызвало недовольство общества -- создателей программы подозревали во вмешательстве в частную жизнь. В начале 2000-х годов конгресс отверг предложение администрации Джорджа Буша о введении программы. Конгрессменам не понравилось, что испытания проходили в нескольких аэропортах без предварительного одобрения народных избранников. После этого «Свободный полет»  прошел специальную экспертизу, подтвердившую, что сбор требуемых программой сведений не может быть истолкован как вмешательство в частную жизнь граждан.

Ранее в связи с ошибками в идентификации подозрительных лиц управление транспортной безопасности согласилось возмещать ущерб пассажирам, которых сотрудники службы безопасности перепутали с террористами. На 30 сентября 2008 года в службу поступило более 43 500 заявлений на получение компенсаций. Такая же система будет действовать и для пассажиров, которых задержат в аэропорту из-за ошибки в новой программе.

Полная версия