Служба судебных приставов ждет резкого роста числа невыездных -- финансовый кризис спровоцировал рост просроченных долгов по кредитам. Туроператоры опасаются проблем на границе и вносят в договор дополнительные пункты, освобождающие их от ответственности.
Первый заместитель главного судебного пристава Сергей Сазонов ждет резкого увеличения числа невыездных во второй половине года: «Мы прогнозируем к концу года увеличение, когда заканчивается действие кредитных договоров, потом банки обратятся в суд -- процесс уже в прошлом году начался, сейчас банки начинают уже готовить документы в судебные органы, то есть будет судебное разбирательство. И всплеск мы прогнозируем где-то к осени».
Насколько сильным будет этот всплеск, Сергей Сазонов предсказать затрудняется: «Сейчас даже правительство не может сказать, сколько у нас будет безработных -- миллион или три миллиона, как мы можем что-то прогнозировать»?
По данным Центробанка, на 1 декабря 2008 года объем кредитов, выданных населению, составлял 4,08 трлн руб., из них 133,9 млрд руб. приходится на просроченную задолженность. Банкиры оценивают объем просроченной задолженности в кредитных портфелях на уровне 15%. До 5% от портфеля составляют безнадежные долги, которые приходится списывать.
Неплательщики остаются дома
По словам Сергея Сазонова, на сегодняшний день в выезде за границу из-за долгов ограничены порядка 86 тыс. человек. «Эта мера, по сути, является крайней и применяется к тем должникам, которые злостно уклоняются от погашения кредиторской задолженности. Если сегодня гражданин просрочил платеж по кредиту, это не значит, что завтра его не выпустят за границу. Это достаточно долговременный процесс. Банк должен обратиться в суд, суд должен принять решение, потом судебный пристав принимает решение о возбуждении исполнительного производства. Должнику предоставляется право погашения задолженности. При наличии у него имущества оно будет передано на реализацию. Все это занимает порядка полугода. В этот период никто ограничивать выезд должника за пределы России не собирается. А если он прячет имущество, уклоняется, скрывает место работы, не ходит на прием к судебному приставу, тогда может быть вынесено соответствующее решение, и это достаточно эффективный механизм взыскания долгов. Но это может быть сделано только по судебному решению. Скажем, если у человека есть неоплаченный штраф, пристав не накладывает ограничений», -- объяснил Сергей Сазонов.
Ограничение выезда за границу может стать неожиданностью для граждан, не имеющих официальной регистрации, -- в этом случае они могут не знать о принятии судебного решения.
«У человека есть место жительства, там, где он проживает, он может получить соответствующую регистрацию. Если регистрация липовая, на кого тогда обижаться? Если человек не получает почтовую корреспонденцию, понимая, что его просто не найдут, а потом в аэропорту обнаруживает, что ему запрещен выезд, пусть обижается на себя», -- говорит Сергей Сазонов.
Турист сам виноват
Туроператоры говорят о том, что пока не сталкивались с ситуациями, когда туристов из-за долгов не выпускали за границу.
«Мы с такими случаями не сталкивались, но когда в прошлом году такое решение было принято, в договор внесли пункт, согласно которому турист, покупая путевку, должен проинформировать нас, что у него нет препятствий к выезду за рубеж, в том числе со стороны исполнительной власти. В противном случае все расходы несет он сам. Если что-то можно вернуть -- возвращаем. Например, если турист летит регулярным рейсом, то билет можно сдать, а чартером -- нет», -- говорит директор компании «Интерюнион» Наталья Житнухина.
«Если такие случаи и бывают, мы с этим не особо сталкивались, обычно в этих случаях агентства решают проблему, поскольку с нашей стороны все сделано и мы эти случаи не разбираем», -- рассказал директор по продажам «Натали турс» Михаил Лапшин.
По мнению генерального директора «Пегас туристик» Анны Подгорной, такие ситуации могут возникнуть в ближайшем будущем.
«Пока у нас не было случаев, что турист не улетел из-за того, что его не выпустили за границу. Хотя я считаю, что эти меры ожидаемы и такие ситуации возникнут. В договоре мы это не прописываем, поскольку это вне зоны нашей компетенции. Если такая ситуация возникнет, мы, как обычно, будем исходить из реально понесенных расходов», -- говорит Анна Подгорная.