Кризис определил, куда поедут российские туристы
Финансовый кризис привел к перераспределению туристических потоков из России. Упал спрос на массовые пляжные направления, сетуют туроператоры.
Европа
Из европейских направлений наибольший рост продемонстрировала Великобритания. По словам коммерческого директора BSI Оксаны Львовой, в первом квартале Великобритания продавалась намного лучше, чем в прошлом году. Генеральный директор туристической компании DSBW tours Карен Гончаров связывает это с падением курса фунта. «Великобритания подешевела, и наши туристы стали значительно больше ездить – примерно на 20 процентов. Страна интересная, но раньше она была достаточно дорогой для наших туристов», -- говорит он.
Зато, по словам генерального директора компании «Ванд Интернешнл» Татьяны Ванд, «провалились все популярные направления — например, «Классический Париж», «Классическая Италия».
Перспективными направлениями остались Испания и Португалия. Но заметный спад продаж отмечают туроператоры, работающие по прибалтийским и скандинавским направлениям. «В нашем офисе в Санкт-Петербурге продажи упали на 50 процентов», — жалуется директор по продажам и маркетингу компании «Нордик стар» Оливер Оллин. «Спрос на путевки в скандинавские страны упал на 30-40 процентов», — говорит исполнительный директор «Викинг тревел» Дмитрий Юлев.
Пляжные направления
По мнению туроператоров, сохранят популярность «семейные» направления, куда ездят с детьми – в частности, Болгария и Россия. «Уже ощущается наплыв, продаются майские праздники», -- отмечает Ирина Крюкова.
«Мы сохраняем существующие объемы, но уменьшают жесткие блоки мест по авиаперевозке – в частности, в Черногорию и Болгарию – чтобы сократить риски», -- признает генеральный директор «Астравел» Валерий Лощиц.
В числе перспективных направлений операторы называют Грецию. «Мы вводим новые массовые направления – например, Грецию, чтобы перекрыть спад по другим европейским направлениям», -- говорит Оксана Львова.
В связи с нестабильной обстановкой в стране туроператоры сокращают продажи Таиланда. «Мы сократили Таиланд, теперь не берем жесткие блоки мест, поскольку политические события в Таиланде слишком затянулись, и поток упал на 40 процентов. Отправляем туда около 20 человек в неделю», -- отмечает Татьяна Ванд.
По ее словам, именно массовые пляжные направления, такие как Египет и Таиланд, сильнее всего пострадали в связи с кризисам. «По всем этим направлениям продажи упали примерно на 30 процентов», -- констатирует она.
На 35% по сравнению с прошлым годом упали продажи по Турции. «Но она все равно будет актуальна, поскольку проводит адекватную ценовую политику», – считают эксперты.
Карен Гончаров предполагает, что именно рынок пляжного отдыха ожидают более серьезные колебания, чем экскурсионный туризм. «Не критично, где отдыхать -- в Хорватии, Греции или на Кипре. А если человек решил посмотреть Париж или Италию, он поедет именно туда», -- считает он.
Ближний Восток и экзотика
Туроператоры расходятся в своей оценке продаж дальних экзотических направлений. Валерий Лощиц предполагает, что в силу уменьшения покупательской способности населения направления с дальним перелетом будут провальными.
Татьяна Ванд оценивает рост продаж по Латинской Америке в 20-30%. По ее словам, это произошло за счет увеличения количества индивидуальных туристов. Ирина Крюкова также говорит о том, что продажи нишевых, немассовых направлений, таких как Латинская Америка, Африка и Австралия, по сравнению с прошлым годом не изменились.
Но резко сократился поток в Китай. «Когда начался кризис, мы закрыли департамент Китая, поскольку продажи по нему сильно упали, и включили его в отдел Юго-Восточной Азии», -- говорит Ирина Крюкова.
По Ближнему Востоку наибольший рост продемонстрировали и Объединенные Арабские Эмираты. Генеральный директор «Арт-тура» Дмитрий Арутюнов отмечает, что продажи по ОАЭ выросли на 15% по сравнению с прошлым кварталом, но оборот остался прежним. Это связано с резким снижением цен на отдых в стране.
Россия
Экспреты ожидают перераспределения потока с выездного туризма на внутренний. Но, по мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, это произойдет только за счет повышения доли «дикарей». «В плане организованного туризма хотелось бы, чтобы Россия выиграла конкуренцию, но пока цифры поводов для оптимизма не дают», — сетует он.
Генеральный директор компании «Роза ветров» Ирина Крюкова говорит, что «очень надеется на российский сегмент». «Возможно, будут востребованы отели более низкой категории», -- предполагает она.
Школьники остаются дома
По мнению экспертов, меньше всего от кризиса пострадали недорогие туры и те виды туризма, что стали для их поклонников частью образа жизни, например горные лыжи. «Те, кто ездил, все равно поехали, но в четыре звезды вместо пяти или в апартаменты. То же самое касается круизов и лечения», — замечает Сергей Шпилько.
«Мы добавили к своим направлениям экскурсионную и бальнеологическую Венгрию, тем самым замыкаем нашу линейку оздоровительных программ. Это направление не связано с большими затратами и дорогой перевозкой», -- рассказал Валерий Лощиц.
Неожиданным, по его мнению, стало сокращение числа туристов, которые едут с экскурсионными целями в Иорданию. А спрос по Израилю Валерий Лощиц характеризует как «очень неровный». «То спрос небольшой, то невозможно купить билеты», -- говорит он.
По словам Карена Гончарова, существенно пострадал сегмент школьных туров. Организованные поездки на школьные каникулы сократились примерно на 25%.