Спрос на услуги туроператоров упал на 30%. С рынка уходят не только мелкие, но и крупные обремененные долгами компании. Критерием устойчивости турфирмы становится не оборот, а наличие постоянных клиентов, говорит глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, основной кризисной тенденцией на туристическом рынке стало перераспределение потоков туристов «к более надежным туроператорам и более функциональным турпродуктам».
«Происходит перераспределение турпотока от туроператоров менее лояльных к более лояльным, чей продукт является более конкурентоспособным с точки зрения не только цены, но и качества, у которых больше постоянной клиентуры. Это связано с тем, что резко сокращается реклама и большую роль играет сарафанное радио», -- говорит он.
Меньше всего от кризиса пострадали недорогие туры и те виды туризма, что стали для их поклонников частью образа жизни, например горные лыжи. «Те, кто ездил, все равно поехали, но в четыре звезды вместо пяти или в апартаменты. То же самое касается круизов и лечения», -- замечает Сергей Шпилько.
В таких условиях мелкие туроператоры вынуждены уходить с рынка. «Безусловно, с рынка уйдет больше мелких компаний -- просто их гораздо больше. Конечно, и их запас прочности зачастую намного меньше – и по собственности, и по обороту. Но в большинстве случаев у них и риски меньше. А если говорить о «Детуре» или проблемах «Куда.ру», это отнюдь не мелкие игроки на рынке».
Падение спроса Сергей Шпилько оценивает примерно в 30%: «20-30% -- по основным массовым направлениям. Если брать направления, где потоки меньше, скажем экзотика островная, то там разброс еще больше».
«Кончено, рынок путешествий не умрет, но потери от кризиса будут беспрецедентными», -- резюмирует президент РСТ.
Говоря о перераспределении потока с выездного туризма на внутренний, Сергей Шпилько предполагает, что это произойдет только за счет повышения доли «дикарей». «В плане организованного туризма хотелось бы, чтобы Россия выиграла конкуренцию, но пока цифры поводов для оптимизма не дают», -- сетует он.
До сих пор остается множество нерешенных проблем, препятствующих развитию туризма, в первую очередь на региональном уровне, жалуется глава союза туриндустрии: «Сейчас острейшая ситуация сложилась на хабаровском рынке, где турбизнес и турпотоки фактически принесены в жертву».
По мнению Сергея Шпилько, кризис благоприятное время для лоббирования отраслевых интересов. «Мы планируем не только поддерживать спрос, а использовать кризис для решения налоговых и тарифных вопросов», -- замечает он.