Государство потребовало от авиакомпании S7 62,6 млн рублей за услуги аэронавигации. Если компания не заплатит, то не сможет осуществлять полеты. На днях S7 объявила дефолт по облигациям. Избежать банкротства авиакомпания сможет только при помощи государственных банков, пессимистичны эксперты.
В Арбитражном суде города Москвы зарегистрирован иск ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» к авиакомпании «Сибирь» (S7). Иск подан «в связи с неисполнением авиакомпанией обязательств по договорам на сумму 62,6 млн рублей», указано в материалах суда. В качестве третьего лица выступает Федеральная аэронавигационная служба.
Чиновники обвиняют S7 в отказе от выплаты сборов за аэронавигацию. «Согласно соглашению, между пользователем воздушного пространства и Федеральной аэронавигационной службой установлен порядок оплаты. Авиакомпания S7 своевременно не оплатила аэронавигационные услуги, хотя аэронавигационные сборы входят в состав авиабилетов и эти деньги есть у всех авиакомпаний. На счет госкорпорации средства переведены не были. Как правило, непоступление денежных средств и невыполнение договорных обязательств влечет за собой прекращение обслуживания авиакомпании. В этом случае она не сможет продолжать полеты», -- пояснил Infox.ru начальник Управления правового обеспечения и имущественных отношений Федеральной аэронавигационной службы Владимир Мнишко.
Росаэронавигация часто предъявляет претензии к авиакомпаниям. Но сумма претензий ранее не превышала 20 млн руб., и компании-должники получали предупреждение о возможном запрете на осуществление полетов.
Пресс-секретарь S7 Ирина Колесникова сказала, что пока не готова прокомментировать данную информацию.
По мнению главы аналитической службы агентсва "АвиаПорт" Олега Пантелеева, в случае с S7 речь может идти только о прекращении обслуживания чартерных рейсов. «Как правило, Росаэронавигация заявляет о намерении прекратить обслуживание в первую очередь чартерных рейсов, если оплата не будет произведена. Прекратить обслуживание регулярных рейсов Росаэронавигации не позволят, -- говорит он, подчеркивая: -- Отказ в предоставлении услуг на регулярных рейсах приведет к задержкам рейсов, еще большим убыткам авиакомпании и остановке ее деятельности».
Иск госкорпорации застал авиакомпанию S7 в сложном положении. Технический дефолт авиакомпании S7 по облигационному займу на 2,3 млрд руб. на прошедшей неделе стал реальным, так как истекли 30 дней, отведенные правилами Федеральной службы по финансовым рынкам на погашение технического дефолта по облигационному займу. 5 марта Новосибирский арбитражный суд зарегистрировал первый иск от держателя облигаций S7 -- в суд обратился банк «КИТ Финанс».
Сумма задолженности S7 -- порядка 10 млрд руб. «Такой уровень задолженности по отношению к годовому обороту не является критичным для бизнеса в условиях стабильной экономики, но сейчас, когда возможности перекредитоваться крайне ограничены, это может послужить источником очень больших проблем для компании», -- считает Олег Пантелеев.
Финансовый кризис давит на индустрию авиаперевозок и, соответственно, отражается на финансовых показателях работы авиакомпаний. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в январе 2009 года объем пассажирских авиаперевозок в России снизился на 16,7%. По прогнозам Минтранса и Росавиации, сокращение рынка пассажирских авиаперевозок в 2009 году составит 10-15%.
S7 может рассчитывать на кредиты от государственных банков, уверен Олег Пантелев. «Сейчас ряд госбанков рассматривает в срочном порядке потенциальные меры, направленные на стабилизацию деятельности компании. Перевозчику планируют предоставить кредиты под государственные гарантии. Если решение будет принято, компания сможет урегулировать текущие долги и не допускать просрочки. Если предоставление кредита от госбанков затянется, это создаст предпосылки для негативного или даже драматического развития событий. Я надеюсь, что правительство в этой ситуации будет вмешиваться гораздо более активно и не допустит повторения сценария альянса Air Union», -- говорит эксперт.
По мнению другого аналитика, пожелавшего сохранить анонимность, у «Сибири» хорошие перспективы, и компания способны справиться ситуацией с поддержкой государства: «В прошлом году у «Сибири» был серьезный рост, по этому году тоже ожидается. У компании хороший парк, серьезный менеджмент, который контролирует ситуацию. Поэтому неуместно проводить аналогию с «Air Union», ситуация принципиально иная".
Олег Пантелеев уверен: если долги компании не удастся рефинансировать, единственный вариант развития событий -- банкротство. «Поглотить «Сибирь», кроме государства, некому. Даже Аэрофлот купить S7 в обозримом будущем не сможет -- нет денег, чтобы обеспечивать текущую операционную деятельность «Сибири». Но если «Сибирь» сократит присутствие на рынке, в наибольшей мере воспользоваться этим сможет именно «Аэрофлот».
Последствия возможного банкротства авиакомпании -- массовые задержки рейсов, отказ в обслуживании от топливозаправочных компаний, потеря доверия пассажиров», -- перечисляет Олег Пантелеев. «Банкам лучше поторопиться с принятием решения», -- констатирует он.