Бензин в Москве и области стоит дороже, чем в других регионах, несмотря на наличие нефтеперерабатывающих заводов. В ФАС утверждают, что все дело в ценовой политике нефтяных компаний, и добавляют: чем меньше у москвичей денег, тем дешевле обойдется заправка.
Разница цен на наиболее популярный 92-й бензин составляет порядка 4-4,5 рубля. Так, автолюбители в Новосибирске заправляются в среднем по 18 рублей за литр, в Барнауле -- по 19, а в Кемеровской области -- по 17,5 рубля. В Москве, если не бросаться в крайности, можно найти заправки, где литр Аи-92 стоит 21,5--21,7 рубля. Цены на бензин на внутреннем рынке зависят от множества факторов. Главную роль, конечно, играют так называемые технические причины, причем одна из основных -- удаленность от нефтеперерабатывающих заводов. В удаленных районах бензин традиционно дорогой. Но есть и другие причины, гораздо менее объективные.
«Это рынок, он диктует цены. В Москве покупательская способность выше, чем в других регионах, и это, безусловно, тоже влияет на формирование цены», -- объяснили корреспонденту Infox.ru в компании «ЛУКойл».
«Вы знаете, мы можем говорить только о ценах на АЗС нашей компании. В регионах, где мы представлены, цены на наших заправках сравнительно равны. А вот политика ценообразования в компании -- это коммерческая тайна», -- сообщили представители ТНК-ВР.
ФАС борется за конкуренцию
Ситуация и в самом деле неоднозначная: и в Москве и в близлежащих областях есть нефтеперерабатывающие заводы, так что говорить о трудностях доставки не приходится. В Московском регионе торгующих бензином компаний значительно больше, чем, например, в той же Сибири или на Алтае, -- следовательно, и конкурентная среда насыщеннее. Но при этом цены на бензин все равно выше, чем в других регионах.
По словам представителя ФАС Сергея Носковича, «розничные цены на бензин в различных регионах в любом случае отличаются по тем или иным причинам». Что же касается нарушений, то еще 16 октября ФАС разослала письма в нефтяные компании с требованиями привести цены в соответствие с рыночной ситуацией. И именно после отправления таких писем бензин начал дешеветь. Носкович также добавил, что ФАС отслеживает деятельность компаний и ведет работу по выявлению неконкурентной политики. Сейчас ведутся дела в отношении четырех крупнейших компаний -- ОАО ТНК-ВР, ОАО «ЛУКойл», ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпромнефть». Двум компаниям, в частности ОАО «Газпромнефть» и ОАО ТНК-ВР, уже назначены штрафы. Они составили 1 356 560 819,53 рубля и 1 112 448 795,36 рубля соответственно. Эти компании были признаны нарушившими п. 1, 6 и 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольная служба также усмотрела в их действиях факт злоупотребления доминирующим положением на рынке в части установления монопольно высоких цен и установления экономически и технологически необоснованных различий в цене. При этом злоупотребление доминирующим положением со стороны ОАО «ТНК-ВР Холдинг» имело место на рынках автобензина и авиаГСМ, а со стороны ОАО «Газпромнефти» -- также на рынках дизельного топлива и мазута.
Кстати, надо отметить, что сумма штрафа, назначенного нефтяным компаниям, немногим превышает 1% их суммарной выручки на рынке за 2007 год. Если же обратиться к ст. 14.31 КоАП, можно узнать, что злоупотребление доминирующим положением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, составляющего 1--15% размера суммарной выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершенно правонарушение за предшествующий год. Как можно видеть, компании были наказаны по минимуму. Такое решение в ФАС объясняют тяжелой экономической ситуацией.
Бензин стоит столько, сколько за него готовы платить
В то же время представитель антимонопольной службы считает, что цены продолжат снижаться с некоторой задержкой.
«Динамика снижения цен присутствует, в том числе и в Москве. Определенная задержка в любом случае неизбежна. Однако еще месяц назад в Москве цена 95-го бензина была равна 26 рублям, а сейчас она составляет порядка 23,8--23,2 рубля за литр», -- рассказал Сергей Носкович.
Среди основных причин разницы в ценах кроме технических затрат представитель ФАС назвал и политику компаний, работающих на топливном рынке. Он также допускает, что при формировании цены немалую роль играет потребительская возможность. «На рынке автобензинов, безусловно, учитывается факт покупательской способности при ценообразовании. И это не противозаконно, если компании руководствуются в своей деятельности ФЗ «О защите конкуренции», -- пояснил Носкович.
Что ж, видимо, московским водителям, чтобы заправляться дешевле, надо меньше зарабатывать. А пока остается только ждать, когда цены на бензин, пусть и с опозданием, все же снизятся. По словам экспертов, им еще есть куда опускаться. Хотя некоторые специалисты уверены, что скорее в Сибири цены поднимутся на московский уровень, чем наоборот.