Москва
18 декабря ‘24
Среда

Жесткие меры не отучат россиян от пьянства

В России только за истекший период 2008 года по вине пьяных водителей произошло более 200 тыс. ДТП, погибло больше 24 тыс. человек (более 70 человек в день), а еще 220 тыс. получили ранения. В большинстве случаев виновниками происшествий являются водители в состоянии алкогольного опьянения.

Многие считают, что причина, по которой среднестатистический россиянин позволяет себе садиться за руль нетрезвым, кроется в мягком наказании за это нарушение. С таким мнением согласны и милиционеры. Они уверены, что наказания за подобные правонарушения необходимо ужесточить. Прежде всего, наказывать надо рублем -- это, по мнению замначальника УГИБДД ГУВД по г. Москве Геннадия Прядко, одна из наиболее действенных мер.

«Да вы сами посудите: после увеличения штрафов, например, за непристегнутый ремень безопасности 80% водителей сразу же стали пристегиваться. Я считаю, что это действенная мера», -- поделился он своим мнением с Infox.ru.

Заместитель начальника ГСУ при ГУВД по г. Москве полковник юстиции Сергей Ермолаев считает, что необходимо не просто увеличить штрафы, но и привлекать водителей к уголовной ответственности. А тем, по чьей вине погибли люди, значительно увеличить сроки заключения.

«Мы сейчас активно боремся за то, чтобы значительно увеличить сроки лишения свободы. Почему за умышленное убийство дают и 10 лет, и 15 лет, и пожизненные сроки, а человек, сознательно севший за руль в пьяном виде, -- он кто? Он же потенциальный убийца, а ему дают пять лет! Он задавил ребенка, коляску перевернул и мать задавил, а ему -- пять лет! Вы считаете, этого достаточно? Я -- нет», -- возмущается Сергей Ермолаев.

Ермолаев также рассказал, что в настоящее время в Государственной думе рассматривается предложение о внесении изменений в ст. 264 УК РФ. В частности, речь идет о том, чтобы совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения являлось отягчающим обстоятельством. Такая норма существовала в Советском Союзе, а в действующем законодательстве подобное обстоятельство не влияет на вынесение приговора.

По словам Виктора Похмелкина, председателя Российского общества автомобилистов и депутата Госдумы, сравнивать водителя, попавшего в ДТП, с человеком, преднамеренно совершившим убийство, нельзя. «Человек, садясь за руль, не намерен никого убивать, это происходит случайно», -- считает Виктор Похмелкин. Он также добавил, что ждать существенных результатов от принятия ужесточающих мер не стоит.

«Наказание и так довольно солидное. Права управления транспортным средством могут лишить до трех лет, сроки заключения тоже увеличили, до девяти лет, кажется. Для нормального человека и пять, и один год -- это уже много», -- считает Виктор Похмелкин. По его словам, эта проблема должна решаться комплексно. Прежде всего, требуется серьезная правительственная антиалкогольная программа, которой у нас вообще нет.

«Кроме того, человек должен знать, что нарушая правила, он обязательно будет наказан, а о неотвратимости наказания в нашей стране говорить пока тоже не приходится», -- добавил председатель Российского общества автомобилистов.

Мнения рядовых водителей тоже разделились. Многие из них опасаются, что ужесточение и увеличение штрафов приведут к увеличению коррупции на дорогах, а также к увеличению неправомерных действий со стороны сотрудников милиции.

«Интересно будет посмотреть на крикунов -- «борцов за трезвость», когда кто-нибудь из них на посту, на трассе, окажется вдруг пьяным на основании показаний пары водителей-дальнобойщиков, которые подпишут что угодно, лишь бы их не трогали», -- рассуждает Иван, водитель «Газели». «Когда человек «в пополаме», он не думает о штрафах и возможном изъятии прав, тут дело в самосознании», -- считает Кирилл, владелец иномарки. «Пьяный за рулем -- потенциальный убийца, и у него надо отбирать права», -- уверена Ольга, мать двоих детей. «Что сказать, показательные расстрелы -- прекрасная мера, но только не с нашей системой доказательства», -- иронизирует Сергей, автолюбитель из Москвы.

За границей

Во многих американских штатах, в европейских странах и в некоторых восточных государствах за аварию в пьяном виде водителя могут посадить на срок до 15 лет или оштрафовать на сумму от $10 тыс. до $15 тыс. В Великобритании нетрезвого водителя могут посадить на шесть месяцев. А если по его вине случилась авария, тем более с пострадавшими, -- закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет.

В ОАЭ управлявшего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения могут посадить на три года. Минимальное наказание -- один месяц тюрьмы, а штраф может быть назначен до 20 тыс. дирхамов (примерно $5 тыс.) Если же пьяный водитель сбил или убил кого-либо в ДТП, то его могут приговорить к пожизненному заключению. Кстати, такое суровое наказание ввели после того, как количество жертв по вине нетрезвых водителей в государстве достигло 75 человек за год.

В Саудовской Аравии даже трезвый водитель может быть казнен за превышение скорости. В Канаде за превышение скорости могут конфисковать автомобиль. В Финляндии сумма штрафа зависит от того, сколько зарабатывает человек, так что штраф за превышение скорости может превышать десятки тысяч.

Один из самых либеральных подходов в Аргентине: у пьяных автолюбителей забирают автомобиль на сутки. Причем владельцам частных автомобилей разрешается выпить два с половиной бокала вина или порцию виски (содержание алкоголя не должно превышать 0,5 грамма на литр крови). Неудивительно, что ежедневно в автоавариях в Аргентине погибаюет более 20 человек.

Полная версия