Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Иномарки станут дороже

Ввозить автомобили иностранного производства на территорию России становится невыгодно. Меры, которые принимает правительство в поддержку российского автопрома, больно бьют по неофициальным импортерам.

С 14 ноября в силу вступило постановление правительства Российской Федерации от 10 октября №745 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств». В частности, в нем говорится о том, что ставка ввозной таможенной пошлины на кузова транспортных средств и большого ряда других комплектующих будет составлять 15 % от стоимости кузова, но не менее €5 тыс. за единицу.

Временная мера

Эти меры направлены на поддержку российских производителей и тех иностранных компаний, которые собирают автомобили на территории РФ. По замыслу авторов закона новый порядок таможенного оформления сделает бессмысленным ввоз в Россию так называемых конструкторов -- автомобилей, которые ввозятся в разобранном состоянии под видом запчастей. Теперь такой бизнес станет если не убыточным, то как минимум малопривлекательным.

Однако польза от таких мер весьма спорна: с одной стороны, это, конечно, дополнительные поступления в казну государства, а с другой -- это подорожание автомобилей, в том числе и отечественных, считает председатель комитета Совета федерации по бюджету Евгений Бушмин.

«Это абсолютно неэффективная мера. Для развития автопрома это пользы не принесет, я за то, чтобы эти таможенные пошлины не повышать. Это некоторая дань нашего внимания российскому автопрому. Не более того», -- высказал свое мнение Евгений Бушмин.

Между тем россияне покупают порядка 150 тыс. бывших в употреблении машин иностранного производства. Еще миллионы автовладельцев ездят на автомобилях, которые попали в страну не через официальных дилеров. И именно они в первую очередь пострадают от нововведений. По мнению Евгения Бушмина, спрос на подержанные иномарки еще несколько лет будет оставаться на прежнем уровне, в результате пострадают все те же автолюбители. По мнению экспертов, цены на иномарки поднимутся на 10--20% уже в ближайшее время. Кстати, скорее всего, вслед за вступлением постановления в силу цены на свою продукцию поднимут и российские автозаводы.

Радует только то, что мера эта временная (принята всего на девять месяцев), а пошлины повысили на 15% вместо 25--30%, как предлагалось изначально.

Стандарт соответствия

Однако пошлины далеко не единственное препятствие на пути автомобиля в Россию. Даже если оформить автомобиль на таможне правильно, все равно можно остаться без средства передвижения. Например, если автомобиль не соответствует экологическим стандартам качества «Евро-3», таможенные органы не выдадут ПТС, и тогда машиной можно будет разве что любоваться. Тем же, у кого класс экологического соответствия не проставлен в ПТС, придется собирать дополнительные документы. Как пояснили Infox.ru в Федеральной таможенной службе (ФТС) РФ, автомобиль, конечно, растаможат, возьмут за него пошлину, но в результате на нем все равно нельзя будет ездить по территории РФ.

Таможня недавно разработала руководство к действию для тех, кому отказали в выдаче ПТС.

«В последнее время увеличилось число обращений граждан в связи с тем, что им было отказано в получении ПТС по причине несоответствия автомобилей установленным стандартам качества. В связи с этим таможенными органами была разработана памятка с целью проинформировать о том, как необходимо действовать и какие документы собирать при оформлении автомобилей на таможне», -- сказал сотрудник пресс-службы ФТС России Александр Карелин.

Получить сертификат соответствия экологическим стандартам можно в любом аккредитованном в Ростехрегулировании центре сертификации. Его стоимость составит порядка 3,5 тыс. руб. Как рассказала Infox.ru сотрудница такого центра, «достаточно отправить по почте ксерокопии паспорта и ПТС ввозимого автомобиля, а позже подъехать за сертификатом, представлять автомобиль при этом не требуется».

Суд поднимает цену

Безусловно, все это делает автомобили дороже. Однако поднять цены может не только таможенное оформление, но и отказ в нем. По-настоящему цены на иностранные автомобили и запасные части к ним могут вырасти после принятия Верховным судом решения по нашумевшему делу о Porsche Cayenne, которое вызвало огромный резонанс в сообществе автолюбителей.Напомним, что год назад компания Porsche подала в суд на московскую компанию «Генезис», которая ввезла Porsche Cayenne на территорию РФ без разрешения. Согласно ст. 1410 Таможенного кодекса РФ, ввоз на территорию РФ товаров без разрешения производителей является нарушением. Но не для всех.

«Частные лица могут провозить товары, предназначенные для личного пользования, без разрешения компаний-производителей. Получать разрешение на ввоз необходимо юридическим лицам», -- пояснил Александр Карелин.

Однако трудно представить, что каждый владелец иномарки будет ездить за границу всякий раз, когда ему понадобится запчасть. Очевидно, придется идти к официальному дилеру, вопрос только в том, как далеко идти, сколько ждать и сколько заплатить. Споры по этому вопросу продолжаются уже год, а ставить точку суд все еще не берется. Коллегия Высшего арбитражного суда (ВАС) передала дело на рассмотрение в президиум ВАС. Свое решение о передаче дела в президиум коллегия вынесла, основываясь на том, что «автомобиль, являющийся предметом нарушения права на товарный знак, не обладает установленными статьей 1515 ГК РФ признаками контрафакции, в связи с чем его ввоз на территорию России не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 1410 КоАП РФ».

Тот факт, что дело передали на рассмотрение в президиум ВАС, многих заставил вздохнуть с облегчением. Говорить о монополизации рынка, конечно, не приходится, но точку в этом деле ставить пока рано.

Полная версия